Франшиза медицинского центра

После пережитого кризиса в России рынок медицинских услуг прогрессирует очень стремительно. Темпы его роста существенно превышают развитие экономики в целом. В течение последних нескольких лет государство снижает финансирование социальной медицины. Следовательно, платежеспособные граждане всё чаще обращаются в коммерческие лечебные учреждения, и в перспективе эта тенденция будет только укрепляться. В связи с этим сейчас предпринимателей нередко волнует вопрос — целесообразна ли франшиза медицинского центра?

Стоит ли покупать медицинский центр: особенности и перспективы бизнеса

Медицинская отрасль — одна из самых сложных в бизнесе. Почему?

  • Во-первых, медицинские учреждения оказывают услуги человеку, а значит, затрагивают его жизнь и здоровье. Нередко неблагоприятный исход лечения влечет за собой тяжелые последствия. Следовательно, на медицинских компаниях лежит высокая социальная ответственность.
  • Во-вторых, медицинская отрасль всегда под пристальным вниманием государства. Большую часть бизнес-направлений в сфере здравоохранения регулируют, контролируют и лицензируют. Допустим, кабинет МРТ может получить лицензию только после того, как персонал пройдет соответствующие курсы повышения квалификации.
  • В-третьих, качество услуг и предлагаемой продукции зависит от стандартов, выработанных государством и некоммерческими медицинскими учреждениями, а также от врачебного опыта, специализации и квалификации лица, оказывающего помощь.
  • И в-четвертых, если говорить о правовом содержании медицинской деятельности, то это в большей степени оказание общественно значимых услуг.

С учетом всего вышесказанного покупка или открытие медицинского бизнеса в России — задумка неплохая и перспективная с финансовой точки зрения. Вместе с тем медицина — сложная отрасль, и нюансов в ней гораздо больше, чем где-либо. Рассмотрим особенности покупки или открытия медицинского бизнеса в России и шаги, необходимые для реализации данной идеи.

Еще одна особенность бизнеса в сфере медицины: врачебное вмешательство с целью улучшения здоровья и самочувствия человека может повлечь за собой негативные последствия. Так, некоторые препараты, диагностика и методы лечения способны привести к проблемам и осложнениям у пациента.

Именно поэтому, если вас интересует покупка медицинского центра, помните о важности информирования клиента о предоставляемой услуге. Ему нужно рассказать о потенциальных как благоприятных, так и неблагоприятных последствиях лечения, а также получить согласие на врачебное вмешательство. Все это стоит учитывать перед покупкой медицинского центра.

article_banner.png

В медицине довольно сложно выявить, из-за чего именно для человека наступили неблагоприятные последствия, почему лечение не принесло желаемого результата и какова степень ответственности лица, оказавшего помощь. Потенциальных причин негативного исхода лечения много.

Например, отрицательные последствия могут наступить из-за того, что человек затянул с обращением к врачу, симулировал болезнь, а также в связи с неэффективным лечением, неспособностью современных лекарств справиться с имеющейся патологией, несчастным случаем, невыполнением рекомендаций врача и так далее.

Результат оказания врачебных услуг, как правило, неосязаем. Этим медицинская отрасль отличается от других видов бизнеса, где продукт вполне материален. Более того, результата может вообще не быть, несмотря на то, что все необходимые действия выполнены своевременно и в полном объеме. Кроме того, многие медицинские услуги являются уникальными и дорогостоящими. Именно поэтому результат от них трудно оценить.

Медленно, но верно государственные и муниципальные медучреждения уступают свои позиции частным организациям в предоставлении качественных диагностических, профилактических и лечебных услуг.

Уровень бесплатной медицины становится всё ниже, негласные поборы врачей растут. Поскольку сегодня граждане России заинтересованы в хорошем медицинском обслуживании, заботясь о своем здоровье, покупка медицинского центра и ведение коммерческой деятельности в данном направлении — идея перспективная. Этому также способствует сравнительно невысокий уровень конкуренции из-за больших расходов на оказание врачебных услуг.

Перспективнее всего сейчас вкладывать средства в направления, позволяющие вести монопольную деятельность на конкретной территории и предлагать уникальную услугу.

Кроме того, привлекательные виды бизнеса с инвестиционной точки зрения — это те, что позволяют применять ресурсы муниципальных или государственных медицинских учреждений на договорной основе без финансовых вложений в их покупку. Это, допустим, использование государственных лабораторий, где можно проводить простые анализы. Такой вариант позволяет обеспечить наиболее выгодное сочетание доходов и расходов.

Продажа и покупка медицинского центра: мотивы и схемы

Довольно часто собственники медицинских учреждений в силу разных причин решают продать бизнес. Среди самых распространенных можно отметить следующие:

  1. Частнопрактикующий врач или собственник медицинского центра переезжает на новое место жительства.
  2. Наследники продают медицинский бизнес в связи со смертью бывшего владельца.
  3. Конкуренция на рынке усиливается.
  4. Бизнес не приносит желаемой прибыли.
  5. Владелец предприятия больше не хочет активно заниматься этой деятельностью, так как устал или достиг преклонного возраста.

Нередки случаи, когда собственник медицинского учреждения просто не знает, в каком направлении дальше развиваться, как действовать. Рассмотрим этот момент подробнее. Сначала человек открыл свое дело, затем прошел определенные ступени развития: зарождение, становление, укрепление позиций на рынке.

По мере того как бизнес развивался, вести его было все сложнее: увеличивалось число деловых контактов, сделок купли-продажи, расширялся штат сотрудников. На каком-то этапе владелец начал понимать, что физически не может в одиночку управлять компанией и огромным потоком дел. Тут нужно определиться, что предпринять: проводить реорганизацию бизнеса, привлекать компаньонов, делегировать полномочия или же лучше выгодно продать дело.

При анализе медицинского бизнеса стоит отметить еще один специфический способ, когда клиника или аптека изначально создавалась для продажи. Такой вариант в своих интересах применяют и госструктуры, и собственники частных организаций. Первые используют этот метод, когда нужно активизировать процесс создания малого и среднего бизнеса через лизинговые схемы с правом последующего выкупа. Таким образом, наемный персонал, принятый созданной государством компанией, со временем превращается в собственника.

Использовать такую схему рационально по двум причинам. Это позволяет миновать лишние бюрократические барьеры и вовлечь в бизнес широкие слои населения.

На купле-продаже медицинских учреждений для последующего отчуждения третьим лицам специализируется и частный бизнес. Здесь два направления:

  • Юридические и консалтинговые фирмы создают и регистрируют новые компании для дальнейшей перепродажи другим собственникам. При этом речь идет как о реальном бизнесе (аптеки, клиники, фармацевтические компании), так и о виртуальных компаниях — офшорные фирмы, интернет-ресурсы, раскрученные бренды и т. д.
  • Реинжиниринговые предприятия покупают недооцененный медицинский бизнес с плохим менеджментом, чтобы увеличить его капитализацию и впоследствии перепродать. В данном случае реорганизуют предпринимательскую деятельность действующих лечебных учреждений, которые находятся в неудовлетворительном состоянии в силу ряда причин, — допустим, из-за раздутости штатов, завышенной зарплаты, непрозрачности бизнеса и разворовывания имущества предприятия.

После успешного поиска покупателя стороны обговаривают вариант перехода бизнеса к новому владельцу и достигают соглашения. Этот момент очень важен с позиции финансовых, организационных и кадровых издержек при вступлении покупателя в права собственности.

Купить медицинское учреждение можно 4-мя способами:

  1. Заменить учредителей компании. При такой покупке медицинского центра существующее юридическое лицо не ликвидируется. Название компании сохраняется вместе с его структурой и организацией. Нередко сотрудники и клиенты клиники даже не знают, что собственник сменился.
  2. Создать новое юридическое лицо на базе существующей компании. Использование этой схемы подразумевает переоформление всей учредительной документации. Новый владелец вынужден терять время и затрачивать средства на правовое урегулирование вопросов, связанных с регистрацией юридического лица, созданием и утверждением нового бренда, возобновлением лицензий и других разрешительных процедур.
  3. Купить бизнес через «дружественное» банкротство. Купля-продажа медицинского центра по такой схеме реализуется для того, чтобы очистить бизнес от всех существующих и потенциальных претензий со стороны клиентов, наследников и кредиторов, а также чтобы сократить расходы на приобретение юридического лица.
  4. Купить предприятие как единый имущественный комплекс.
Рубрика: Разное. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *