Портреты Максима Горького. Всегда разный и неповторимый писатель

Портреты Горького рисовали многие художники. Среди них — такие гениальные мастера этого жанра, как Илья Репин, Валентин Серов, Павел Корин, Михаил Нестеров. В этом смысле Горькому повезло, как ни одному из русских писателей. Признанные художники начали, рисовать его с «натуры» еще в довольно раннем возрасте. Такой чести не удостоились ни Толстой, ни Достоевский, ни Чехов. Конечно, это случилось в основном благодаря неслыханной славе Горького. Она буквально обрушилась на него настоящей лавиной уже в конце 90-х гг. XIX века, когда писателю едва исполнилось 30 лет. И все-таки ни Репин, ни Серов, ни Корин, ни Нестеров не стали бы рисовать Горького только из-за его популярности. Вероятно, они чувствовали, что перед ними не просто знаменитый писатель, но и редчайшая человеческая натура, чья внешность является настоящей находкой для художника. И они не ошибались.

Двух похожих портретов Горького не существует. И дело не только в том, что каждый художник старался найти свой подход к изображаемой натуре, но и в том, что Горький в разные жизненные моменты был разным, непохожим на себя прежнего. Портреты М. Горького запечатлели его путь как писателя и человека. Вот знаменитый портрет работы Валентина Серова 1905 г. на холсте маслом. Это совсем не тот Горький, каким он представлялся широкой публике по его «соколам», «челкашам» и «буревестникам». Перед нами образ человека мягкого, доброго, как бы извиняющегося перед кем-то. Рука прижата к груди, и в этом жесте больше взволнованной нежности к зрителям, чем силы и энергии. Таким увидел Горького Валентин Серов.

А вот портрет работы Н. А. Андреева 1921 г. Здесь видим совсем другого Горького. Лысый, с резко очерченными мускулами лица, даже жутковатый немного. И это можно понять. Он только пережил ужасы первых лет революции и гражданской воины, когда всеми силами пытался спасать многих близких и даже малоизвестных ему людей от расправ. В 1921 г. Горький должен покинуть Россию, уехать в эмиграцию.

Но на портрете работы Валентины Ходасевич 1918 г. — не увидим пока и следа всего этого. Здесь, где сайт писателей начинающих и известных изображен с поистине женской любовью. Он красив, изящен. Художница предпочла всем прочим краскам голубой, поэтому портрет Горького вышел какой-то «небесный». Самому Горькому он понравился.

Прекрасный график Юрий Анненков изобразил Горького в модернистской манере. Его лицо будто расколото на куски, как и весь мир. Все смешалось на этом портрете: знамена, фонари, древние вазы и много еще разного. Но не подумайте, что художник здесь произвольничает, ведь этот портрет и рисовался во время революции, когда все смешалось в мире, все словно раскололось.

А вот один из лучших поздних портретов Горького — работы Павла Корина. Называется «Горький в Сорренто». 1932 г. Писатель в своей любимой Италии. Он стоит в изумительно красивом месте, на высоком берегу моря. Но отчего его образ такой грустный? И почему, если приглядеться, художник здесь изобразил не всемирно известного писателя  Максима Горького и произведения писателей, а просто печального старика, на лице которого печать долгой и необыкновенно трудной жизни. Горький словно предчувствует, что это одно из последних посещений им любимой Италии. Он словно прощается с ней. Грустный, трогательный портрет.

Сколько портретов, столько и Горьких. И в этом нет ничего странного. Только пустые и очень неинтересные люди не меняются на протяжении жизни. Личности глубокие, оригинальные, каких и любят изображать художники, — всегда разные и всегда неповторимые.

Рубрика: Разное. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *