ФИЛИГРАНЬ СВОИМИ РУКАМИ

Оглавление:

Филигрань. От учебы к пробе пера, процессы.

Некоторое время назад (а именно осенью) я решила исполнить свою давнюю мечту и научиться филиграни.

Я давно любовалась этой техникой — еще до того, как вообще начала заниматься работой с металлом, но все как-то. не было случая. А осенью случай как раз подвернулся, я нашла хорошие курсы и счастливо туда побежала)

Учили нас там всему с самого начала: изготовление проволоки, припоя, классических элементов филиграни, пайка и прочие необходимые детали.

Джутовая филигрань. Новый подход. Для начинающих. (DIY)

Я очень хочу кроме, собственно, самих украшений показать вам и процесс. Пусть он частично монотонный, но эпичные моменты тоже есть))

С чего начинается филигрань? Конечно, с проволоки.

Если для филиграни из меди (с которой мы и работали на учебе) можно считерить и вытащить проволоку из проводов и просто дотянуть ее до необходимого диаметра, то с серебром такой лафы не получится) Можно, конечно, тоже купить готовую проволоку, но это будет дорого. Поэтому для своих работ из серебра (как на фото выше) я изготавливала проволоку с нуля — из слитка. На фото такой же слиточек и проволока толщиной 0.8 мм. Ее я использовала для гладкой проволоки (глади), для крученой (скани) тянула 0.4 мм.

Слиток сначала нужно прокатать в ручьях валов, вытягивая и утоньшая, а потом получившийся пруток протягиваем через фильеры до необходимого диаметра. Если делаем скань, то складываем проволоку втрое и скручиваем. Затем снова прокатываем в вальцах, но теперь уже в плоской части, чтобы получить прямоугольное сечение — так удобнее работать.

И, собственно, ради чего все это.

Фотка на тапок из мрака ноябрьской ночи. Делаю домашнее задание)

При изготовлении изделия из филиграни все элементы наклеиваются на бумажку как на подложку. Это называется изготовлением филигранного набора. Потом вместе с этой бумажкой все и паяется — она просто сгорает.

Справа внизу — филигранный пинцет, им скручиваются все элементы. Справа сбоку — надфиль, чтобы припиливать и подгонять их друг к другу, ну и кусачки. наверное, понятно, зачем они нужны))

У меня не осталось видео того, как плавится припой, зато есть видео, как я подготавливаю керамический тигель к его плавке.

Перед тем, как в новый тигель кидать и плавить металл, его нужно покрыть флюсом. На видео видно, как я засыпаю туда порошок буры, он вспучивается в огне, а после этого осядет стекловидной массой на стенках. Очень жарко)

В отражении можно разглядеть мой желтый свитер 😀

Припой мы делали посыпной. Это отдельное извращение — после того, как мы с успехом сделали красивый (или не очень) слиточек, его весь надо спилить напильником в кучку пыли и опилок. Затем это все отмагнитить, чтобы убрать крохотные кусочки стали, отколовшиеся от напильника и смешать с тем же порошком буры. При пайке этой смесью посыпается сразу весь набор и пропаивается.

А для того, чтобы припаивать колечки/замки/какие-то еще отдельные части используется тот же самый припой, только протянутый в проволочку.

Посыпной припой выглядит вот так

Вторую я вам сейчас не покажу. Это подарок маме = пока секрет!

Кулон на самом деле медный. Серебряное — это равномерное покрытие припоем. Слой очень тонкий, весь рельеф идеально сохраняется. Потом филигрань можно методом гальваники покрыть дополнительным слоем серебра и зачернить, или покрыть другим металлом — родием, например, чем угодно.

Кстати, проволока здесь тоньше, чем в серебряных работах (для скани — 0.32 мм). Здесь намного больше элементов и большая толщина просто не смотрелась бы воздушно, а жесткости будет достаточно тоже за счет их количества.

Итак, учебный курс пройден, соответствующий сертификат получен) Идем дальше?

Сразу скажу: я никогда не пылала огромной любовью к классическому филигранному дизайну. Я обожаю эту технику, но формы всегда хотела искать свои.

И вот проба пера!

Картина-открытка своими руками. Мастер-класс! Евгения Джут!

Серебряная подвеска с кабошоном дымчатого кварца и длинной кисточкой сверкающих бусинок из чешского стекла. Пожалуй, так нежно и ненавязчиво поблескивать не может ни один камень. Внизу — капелька кварца цвета шампанского, тут ее не видно, но можно будет увидеть потом)

Сережечки. Капельки внизу — празеолит, а бусинки продолжают тему игристых вин))

И колье, которое вы уже видели в самом начале поста. Камушки — розовый кварц и небесно-голубой халцедон.

Этот новый шаг в ювелирном деле значит для меня очень много. Пожалуй, первый раз я чувствую такой эмоциональный подъем от того, что умею что-то новое.

Поэтому я очень хотела, чтобы это было красиво до конца. И решилась на еще один эксперимент — серьезную съемку на модели. Показать, как украшения смотрятся на людях.

Я хотела что-то сказочное. Нашла место и сразу же поняла, кого хочу мучить! >:D

Милая девушка Яна уже несколько лет имеет прозвище Единорогопонь. Единорог — потому что милая и сказочная, а понь — потому что маленькая)) И вследствие этого не так давно Яна купила себе рог. Чтобы соответствовать!

И вот такое волшебство у нас вместе получилось.

Попадать в это место надо было не самым удобным способом. Но мы даже втащили туда трехногую табуретку, с которой я там же почти упала и чуть не разбила окна))

Напоследок чуть-чуть нечетких закадровых фото

Спасибо всем, кто прочитал! 🙂

Другие фоточки можно посмотреть в ВК https://vk.com/creative_elf

Найдены возможные дубликаты

Ух. Красивые женщины, красивые фото, красивое творчество. Всё тут прекрасно.

Кулон "Гора Чогори"

Гора Чогори.
Чогори́ — вторая по высоте горная вершина Земли. Самый северный восьмитысячник мира. Находится в хребте Балторо на границе Кашмира и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, в горной системе Каракорум к северо-западу от Гималаев. Чогори известна как «Дикая гора» из-за чрезвычайной сложности восхождения.Высота — 8611 метров над уровнем моря. Открыта британцами в 1856 году. Чогори (второе название K2 на языке тибетской народности балти означает "Большая гора"). Считается первой по сложности восхождения среди вершин-восьмитысячников. Уровень смертности здесь очень высок: каждый четвертый смельчак погибает, так и не достигнув вожделенной точки, расположенной на высоте 8611 метров. 1902 год – первая попытка восхождения на К2 закончилась неудачно. Итальянские восходители Лино Лачеделли и Акилле Компаньони впервые достигли вершины К-2 только через 52 года – в 1954 году. Это была итальянская экспедиция под руководством Ардито Дезио. В августе 2006 г. во время восхождения на К-2 под сошедшей лавиной погибли четверо российских альпинистов: руководитель экспедиции Утешев Юрий Владимирович, Александр Фойгт, Кувакин Аркадий и Кузнецов Петр.

В августе 2008 г. при восхождении международной команды в ледяном обвале погибло 11 альпинистов: два непальца, три человека из Южной Кореи, серб, два пакистанца, норвежец, ирландец и француз.

Из 8 женщин-восходительниц, достигших вершины в разное время: Ванда Руткевич (23 июня 1986), Лилиан Бара (23 июня 1986), Жюли Таллис (4 августа 1986), Шанталь Мадюи (3 августа 1992), Элисон Харгрэйвз (13 августа 1995), Эдурне Пасабан (26 июля 2004), Нивез Мерой (26 июля 2006) и Юка Комадзу (1 августа 2006), только три последних остались живы.

Вот так он выглядит в темноте.

Ножны

Всем доброго времени суток. Очередное изделие ножны. Сделаны очень примитивно, но старался аккуратно все сделать. Процесс не снимал. Пост пишу для знающих людей, для критики

Использовал для работы кожу 3.2мм. Пробойник косой на 4 мм. Нить 0.55. Критика приветствуется.
По вопросам пишите в коментариях либо инстаграм. (Контакты есть в шапке профиля)

Пополнение арсенала)

Тигрёнок из меха

Всем привет! Сегодня я решила поделиться с вами моей новой игрушкой. Это тигрёнок. Полностью сшит вручную, тонирован специальными красками, глазки стекло. Внутри вставлен каркас, игрушка полностью подвижна. Сшито по мк Инны Борзенковой. Покажу вам немного фото на природе) всем хорошего дня!

Обещанный мастер-класс по изготовлению филиграни (без краски)

«Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни — скань — отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать» – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма».»

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань).
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Индийская филигрань, как и индийское кино — это вообще отдельная песня)
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
—————————-
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
—————————-
Однако ж, в самом названии «филигрань» нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению «металлической» филиграни.

Изготовление штучки для этого мастер-класса обошлось мне в полтора часа
(фотографирование и питьё чая не в счёт))))

Для изготовления понадобится вот что:

Пластик двух цветов
Гель (не обязательно фимовский)
Режущий инструмент (скальпель, лезвие и т.п.)
Зубочистки
Иголка
Металлическая пудра

Сперва о пластике.
Я редко пользуюсь пластиком «прямо из пачки». Всегда смешиваю.
В ход идут и фимо, и скалпей, и цернит.
Пропорции зависят от того, какой консистенции пластик мне нужен.
Так же и цвета я предпочитаю намешивать сама.

Для филигранных работ пластик нужен достаточно мягкий,
но не настолько, как софт)

Что касается цвета:
всё зависит от того, какой металл вы хотите имитировать.
Металлическая пудра выбирается соответственно
(она бывает под серебро, золото или бронзу, продаётся
в художественных магазинах, в отделах для реставрации).

Вы можете использовать как пластик с эффектом металлика,
так и без.
Если возьмётесь за серебро, советую не брать «голый» цвет.
Подмешайте к серебристому металлику чуточку золотистого.
Серебро от этого никуда не денется, но оттенок будет более
естественным.

В данном мастер-классе рассматривается имитация бронзы.

*Золотая филигрань редко бывает патинированной, просто потому,
что золото не так легко оксидировать)), поэтому я её не очень люблю,
узоров много, а эффекта ноль))))))*
————————
Лучше, если вы для работы намешаете пластик,
который будет максимально приближен к цвету
металла. Это добавит большей натуралистичности.

Один цвет — для основы — тёмный, другой — для самого
узора — светлый.
В светлый при желании можно подмешать металлической пудры,
так он будет больше блестеть (на фото ниже цвет пластика для сравнения
до и после смешивания). Но это необязательно, так как в процессе
бОльшая часть пластика окажется всё-равно под слоем пудры.

Своей пластичности материал не потеряет,
даже если в него подмешать изрядное количество пудры.
Поэтому все остатки после работы смело можно перемешать
и еще раз пустить в дело.

К слову, о пластичности:

Вот такие тонкие верёвочки можно раскатывать из
пластика, и это не предел)))

Но не пугайтесь, такие вам не понадобятся).
Ибо у человеческого глаза тоже есть свои пределы, и изделие
должно быть видно без лупы)))

А вот такие и еще потолще придётся раскатать:

В чём, собственно, хитрость филиграни?
А в том, что чаще всего использется не груглая проволока,
а сплющенная.

Вот одна и та же верёвочка. Но сплющенный вариант
смотрится гораздо тоньше заготовки.
Именно за счёт такого профиля и достигается эффект
изящности. При этом сам набранный узор — если посмотреть сбоку —
будет иметь приличную высоту. А значит и прочность)
—————————
Подготавливаем верёвочки для узора:

Для этого нужно сперва просто раскатать их из пластика
(того, что светлый), а затем прокатать несколько раз
в металлической пудре.
Верёвочки поддаются тем же приёмам, что и колбасы)
Т.е. вы можете скатать потолще, а потом растянуть аккуратно за концы,
чтобы получить совсем тонкую верёвочку.
Перед тем, как дальше работать с верёвочкой, покатайте её
по гладкой чистой поверхности. Так вы добьётесь настоящего металлического
блеска.

Из этих заготовок нужно сделать такое:

Как правило, гладкий плоский профиль идёт для контуров
и ободков, а скрученная верёвочка (чаще тоже плоская) —
для внутренних узоров.
Но всё зависит от вашей задумки — можно вообще не использовать
витую верёвочку, а ограничиться лишь гладкой (разной толщины).

Вы можете использовать и другой способ,
для получения более чернёного варианта.
Для этого вам нужно взять тёмный пластик,
сделать из него какой-то элемент, а потом натереть
металлической пудрой те места, которые должны
блестеть.

Это можно сделать просто пальцем или мягкой кисточкой.
Лучше всего этот способ подходит для изготовления крупной витой
плоской верёвочки (которая используется в ободках).

Самое трудоёмкое в этом процессе — делать ровные заготовки.
Потому что любая кривизна сразу выдаёт материал.
Металлическая проволока после проката идеальна по всей своей
длине, нет мест, где она была бы тоньше или толще.
Пластик же капризен, реагирует на малейшее нажатие.
Поэтому, когда вы будете скручивать и плющить верёвочки,
держите элемент в руках так, чтобы он просто не выпал,
т.е. вообще не нажимая на пластик.
Учтите — ничего потом нельзя будет подровнять зашкуриванием)))

Лучше всего, если вы будете расплющивать верёвочки
стеклом
(подойдёт и прозрачная пластиковая линейка).
Прозрачность помогает контролировать толщину.
После обваливания в пудре верёвочки ни к чему не прилипают,
поэтому проблем никаких не возникнет))

Даже если результат расплющивания вас не радует,

знайте, что это поправимо.
Просто аккуратно вытягивайте те места, которые переплющились)
————————————-

После того, как заготовки для узоров будут готовы, можно
приниматься за основу.

Она делается из тёмного пластика.
Основа может быть и виде бусины, и выпуклой, и плоской.
В последних двух случаях важно, чтобы толщина была везде равномерной.

Толще 2-х мм делать не целесообразно,
потому что потом с ободками придётся туго)

Ободок, прилегающий непосредственно к основе,
должен быть выше её не менее, чем на миллиметр.
Лучше чуть больше. Потому что внутренний узор
не должен возвышаться над ободком (если это не многослойная
филигрань). А иногда узор располагается и чуть ниже ободка.

Сам ободок может быть одинарным, а может содержать несколько
витков из разных верёвочек.
В данном случае я использовала плоский профиль и плоскую верёвочку.

Но, прежде чем приделать ободок к основе (а это первое, что вы должны сделать),
необходимо основу слегка обжечь. Буквально 1-2 минуты.

Вообще я могла бы написать целую хвалебную оду поэтапному обжигу,
потому что именно он позволяет творить с материалом настоящие чудеса))

И главный секрет пластиковой филиграни, вернее, её аккуратного исполнения,
состоит именно в поэтапном обжиге.

Пока основа запекается, вы готовите «припой»)))

Для этого смешивается гель с мет. пудрой.

Эта смесь необходима для заливания швов.

Сами же детали крепятся к основе на обычный прозрачный гель.
Его нужно нанести тонким слоем на бортик основы, следя за тем,
чтобы ободок не перекосился, т.е. был перпендикулярным поверхности.

Далее снова следует краткий обжиг.
Затем вы можете пристроить к ободку дополнительные
верёвочки, если это нужно.
Они могут быть такими же по высоте или ниже,
гладкими или витыми.

Обратите внимание — швов не должно быть видно.

Далее следует опрерация по выкладыванию внутреннего
контура. Это что-то навроде рамок, в которых вы будете
потом создавать узор. Чаще всего контуры бывают гладкими.
Это создаёт красивый контраст с внутренней витой проволокой.

Хорошо бы иметь под рукой предварительный эскиз того, что вы
делаете))) С филигранью без этого сложно.
Можно даже заранее на бумаге выложить все узоры, а потом
уже переносить их на пластиковую основу (по крайней мере,
в ювелирной технике именно так и принято))).

Если вы не уверены в глазомере и боитесь промахнуться — можете
на основе карандашом нанести линии, по которым потом нужно
пройтись гелем (кончик зубочистки — замечательный инструмент
для нанесения)))).

Далее выкладывается контур.

Можно не основу мазать гелем, а саму деталь. Правда, это требует
большей осторожности.
Перенос мелких деталей на основу делается так:
кончик зубочистки макнуть в гель и прилепить к ней деталь)))
Просто пальцами уложить деталь иногда бывает трудновато))

После того, как контур выложен — снова краткий обжиг.
Повторюсь — 1-2 минуты, больше не нужно.

Далее начинается самая кропотливая работа — выкладывание узора.

При этом гель нужно наносить не только на основу под элементы,
но и там, где детали соприкасаются с контуром.
Если вы работаете без эскиза, то старайтесь делать симметричные
детали одновременно. Так же одновременно помещайте их и на основу.

Подгонка деталей внутри контура осуществляется с помощью всё той же
зубочистки, но сухой, без геля, а так же с помощью иглы, если вы хотите
продвинуть кончик элемента между другими элементами.

Когда кладёте деталь на основу, ни в коем случае НЕ придавливайте её пальцем!
——————————
Немного об узоре:
как вы поняли, он составляется из мелких по-разному гнутых верёвочек.

Элементы бывают такие:

Это классика.
Есть и еще масса других, более навороченных,
это уже для тех, кто войдёт во вкус)))
Они все еще и называются по-своему,
но этим я морочить вас не стану))))
—————————
Если вы захотите использовать какую-то вставку,
то она должна быть заранее обожжена.
Узор непосредственно вокруг вставки выполняется после того,
как вставка прикрепляется к основе.

Вставку нужно поместить в ободок (на гель).
Затем уже с помощью геля прикрепить к основе.
Помним про швы.
Далее снова короткий обжиг.

Если захочется сымитировать ювелирную накатку по ободку,
то сверху на ободок нужно положить тонкую круглую верёвочку (на гель),
как показано ниже на фото справа,

затем иглой сделать насечки.
Я использовала тёмный пластик, но можно сразу взять обвалянный в пудре.

Если вы делали это из тёмного, то нужно пройтись кисточкой с мет. пудрой по ободку.

Далее выкладываете оставшийся узор.

После чего нужно выполнить самую мелкую работу — сделать зернь))

Для этого вы берёте верёвочку (потолще и потоньше),
обвалянную в пудре, нарезаете лезвием заготовки разных
размеров, а затем скатываете в шарики.
Это не сложно, но долго)

Чтобы шарики хорошо блестели, пальцы следует немножко макнуть в пудру)

А дальше вы размещаете шарики на вашем изделии.
На гель, смешанный с пудрой.

Как правило, шарики помещаются на стыках или там, где кончики элементов
легли не очень эстетично)))) и вообще там, где глазу приятно))

После этого изделие идёт в финальный обжиг.
Минут на 20.

Все отверстия — если они есть в изделии, нужно планировать в эскизе
и окружать их элементами в виде колечка.
Просверлить можно и после обжига, а можно в самом начале, до
запекания основы.
———————————
Пластиковая «металлическая» филигрань лаком не покрывается.
Это сразу погубит весь металлический эффект.
А вот вставки, если нужно, очень даже можно и лачком))))
Для перфекционистов)))): несколько раз пройдитесь по готовой филиграни
кусочком тонкой замши. Это придаст дополнительный блеск.

если вам нужно много одинаковых элементов в виде колечка,
есть приём, заимствованный из ювелирной же практики)

Накручиваете верёвочку на что-то круглое, подходящее по диаметру, даёте пластику
«остыть», а затем разрезаете лезвием вдоль получившуюся пружинку.
И получаете кучу одинаковых заготовок для колечек:

—————————————- ————
И напоследок:
помимо сухой пудры можно использовать и смесь
с металлическим порошком на восковой основе.
В таком случае этой пастой натирается всё после
обжига, затем в печку на пару минут.
Но это меньше похоже на металл, чем с сухой пудрой.

Кстати, в металлической пудре можно обваливать какие угодно
детали) Акрил ни в какое сравнение по эффекту не идёт с пудрой.
Пудра даёт абсолютно ровную поверхность.

Если вы по обожженной основе тонко размажете гель, смешанный
с большим количеством пудры, то после запекания это будет
выглядеть как матовый металл.

Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров

Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.

Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.

Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Часы из джута и мешковины с элементами джутовой филиграни — Jute Wall Clock/© 2021 г

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?

В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку.

При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?

Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Как носить филигранные украшения

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.

Джутовая филигрань: красивые поделки из джута своими руками

Но для настоящих рукодельниц нет ничего невозможного! Если вы только осваиваете азы работы с этим материалом, ознакомьтесь с мастер-классами по изготовлению поделок из джута своими руками. Прекрасные идеи для джутовой филиграни – это украшение фоторамок, настенных часов, ларцов, подсвечников, ободков и браслетов. Все вышеперечисленные узоры для джута для начинающих – вашему вниманию на этой странице.

Простые поделки с узорами из джута для начинающих: фоторамка с рисунком филигранью

Первая работа в технике джутовая филигрань – оформление фоторамки.

Для того чтобы сделать это изделие из джута своими руками, понадобятся:

  • небольшой кусок жесткого картона (можно использовать картон от обувной коробки);
  • листок бумаги любого темного цвета;
  • деревянные шпажки;
  • небольшой кусок проволоки, подходящий по сечению к толщине шпажки;
  • джутовый шпагат;
  • любые бусинки для декора;
  • клей;
  • пинцет;
  • ножницы, канцелярский нож.

Фоторамка с ажурным филигранным рисунком будет иметь прямоугольную форму, закругленную, как арка, сверху. Внешние размеры рамки — высота 13 см, ширина 11 см. Внутреннее окошко для фото имеет ширину 7 см и высоту 9 см. Высота верхней части рамки 6 см. На картоне делаем чертеж рамочки и вырезаем заготовку. Это будет основа под ажурный рисунок. Можно оклеить заготовку любой цветной бумагой. Надо иметь в виду, что ажурный рисунок лучше смотрится на темном фоне.

Ширина бокового ажурного рисунка-филиграни джутом – 1,5 см. Размечаем развертку, делаем рисунок. Помещаем рисунок в папку-файл.

При выполнении этой поделки из джута сначала надо поработать с картонной основой.

Оклеенную цветной бумагой картонную рамочку оформим по внешнему краю и внутри окошка для фото бордюрами.

Для этого обматываем шпажки, смазанные клеем, джутовым шпагатом. Так же поступаем и с куском проволоки. Таким гибким бордюром оклеиваем верхний закругленный край рамки.

Отрезая получившиеся бордюры нужной длины, приклеиваем их прямо к торцам рамочки. Чтобы закрыть место склейки между бордюром и картонной рамкой, между ними по всей длине приклеиваем отрезок джута, как с лицевой, так и с изнаночной стороны рамки.

С изнаночной стороны для этого изделия в технике джутовая филигрань сделаем кармашек для фото. Приклеиваем шпажки, отступив в сторону от окошка по 5-7 мм снизу и с боков. Приклеиваем сверху кусок картона, подходящий по размеру, чтобы фотография не выпала из кармашка.

Приступаем к более интересной работе – набору ажурного рисунка из джута. Помним, что отрезать шнур нужно под углом, чтобы отрезанные кончики элементов не топорщились и плотнее склеивались между собой.

Начнем с нижней части рамочки, а затем перейдем к боковым. Сначала делаем крупные элементы рисунка. После того как они будут приклеены, перейдем к набору элементов помельче.

По линии рисунка для изделия из джута распределяем зубочисткой или тонким концом шпажки клей.

Приклеиваем к этому месту завитки. Дополняем крупные завитки петельками и более мелкими завитками по рисунку. Все элементы делаем из отдельных отрезочков джута, крепко приклеиваем их друг к другу, прижимаем места склейки пинцетом или пальцем. Если клея выдавили много, то его можно распределить по поверхности рисунка или убрать и намазать на джутовый шпагат, чтобы меньше лохматился. Если излишки не убрать, то элементы могут поползти и начать топорщиться.

После набора боковушек приступаем к узору из джута над верхней частью. Начинаем с центральных небольших завитков. Затем приклеиваем дугообразную перекладинку между завитками.

Пока подсыхает эта часть рисунка для поделки из джута своими руками, начинаем делать крупные лепестки.

Лучше начать с центрального. Каждый лепесток формируем из двух отрезков шнура.

В верхней, заостренной, части элемента пинцетом прижимаем кончики веревки друг к другу, чтобы крепко склеились и не раздвигались.

Пока делали контуры лепестков, у нас подсохла центральная часть, и контуры ее не расползаются в стороны. Заполняем ее по рисунку небольшими элементами в виде петелек.

Дальше продолжим работу с крупными лепестками. Делаем внутреннее заполнение по рисунку. Между крупными лепестками помещаются лепесточки поменьше.

Когда набор рисунка для поделки из джутового шпагата будет готов, кладем его под пресс, чтобы потом рисунок остался ровным, и элементы были на одном уровне. Даем просохнуть три-четыре часа.

Затем снимаем работу с пленки. Все видимые потеки клея по краям и между элементами срезаем канцелярским ножом с изнаночной стороны.

Это кропотливый, но очень важный этап. Лишний клей надо тщательно убрать, чтобы работа смотрелась аккуратно и красиво. Внимательно осматриваем очищенную работу.

Прикладываем к картонной заготовке.

Если сочетание фона рамки и ажурного рисунка джутовой филиграни, выполняемой своими руками, вам не очень понравилось, то фон картонной рамки можно заменить, приклеив другую бумагу.

Ажурный рисунок не вплотную прилегает к картону, а находится немного выше цветного фона рамочки. Он приклеивается к бордюрчикам. И это создает еще больший объем ажурного рисунка.

А теперь можно декорировать ажурный рисунок бусинами на свой вкус, как подскажет фантазия.

Мастер-класс изделий из джута своими руками: поделка-часы для начинающих

Теперь узнайте, как выполнить такую поделку из джутового шпагата своими руками, как настенные часы.

Для этого изделия из джутового шпагата понадобятся:

  • кусок ДВП,
  • часовой механизм со стрелками,
  • джутовый шпагат,
  • деревянные шпажки,
  • стеклянные марблсы,
  • перламутровые полубусины,
  • клей,
  • канцелярский нож,
  • пинцет,
  • ножницы.

Своими контурами форма часов будет напоминать избушку. Поэтому рисуем на куске ДВП очертания избушки. Ее высота 32 см, ширина 22 см. Выпиливаем форму лобзиком или небольшой ножовкой. Эта заготовка и будет основой для часов.

Сверху разместим ажурную аппликацию из джута.

Чтобы боковые спилы выпиленного куска смотрелись презентабельно, декорируем их при помощи шпажек, обмотанных джутом. Сначала немного ошкурим края спила. Дальше деревянную шпажку проклеиваем и аккуратно, виток за витком, обматываем джутовым шпагатом.

Готовые бордюрчики для поделки из джутовой филиграни прикладываем к боковой ошкуренной стороне заготовки, отрезаем нужную длину и приклеиваем. Таким образом, оклеиваем бордюрами все боковые стороны нашей заготовки-избушки.

Далее занимаемся рисунком. Переносим контур заготовки на бумагу. Обводим его карандашом.

Намечаем центр композиции. Рисуем круг. Это будет место циферблата. Располагаем вокруг циферблата рисунок элементов будущего ажурного декора.

Помещаем рисунок под пленку или в папку-файл.

Начинаем набор рисунка из джута с центральной части циферблата. В центре формируем колечко, вокруг которого будут располагаться 12 секторов в виде лепестков. Между лепестками приклеиваем кружочки из джута.

Начиная от центра, заполняем пространство внутри больших лепестков мелкими элементами.

Сначала делаем небольшую петельку и затем дугами заполняем лепесток до его верха.

После того как сделали циферблат, переходим к заполнению рисунком сначала с крупных элементов.

В нижней части будут располагаться вставки-марблсы.

Для того чтобы вставку вклеить в ажурный орнамент и чтобы она хорошо склеилась с соседними элементами, нужно сделать каст. Для этого оклеиваем марблс по окружности джутом в два витка.

Приклеиваем готовую вставку в нужное место по рисунку.

Вокруг вставки набираем крупные элементы – завитки из трех витков. Снизу закрепляем вставку петелькой. Продолжаем по рисунку набор крупных элементов. Это также завитки. При наборе стараемся соблюдать плавность линии и аккуратность витков. Необходимо, чтобы они были как можно ровнее.

Все элементы должны обязательно быть склеены между собой и не выпадать из общего рисунка.

Постепенно, делая крупные завитки, поднимаемся к верхней части рисунка часов.

В центре верхней части также расположена вставка-маблс. Вклеиваем ее и начинаем заполнение вокруг нее уже более мелкими элементами.

Это также завитки и петельки, расположенные так, что сплетаются в изящный и красивый рисунок. Они как бы плавно переходят один в другой, создавая легкое движение. Тем не менее, они крепко склеены между собой, и вставка уверенно сидит на своем месте.

Заполняя мелкими элементами наш рисунок, продвигаемся постепенно сверху вниз.

И в нижней части располагаем еще две вставки. Заполняем оставшееся пространство нужными элементами.

Когда весь набор будет сделан, оставляем работу просохнуть на четыре часа. Можно сверху положить пресс.

На следующем этапе будем избавляться от засохшего клея между элементами набора.

Джутовая филигрань мастер класс шкатулка «Лада» — Изделия из джута — Jute filigree pattern/©2019г

После того как клей высох, снимаем набранный ажур с пленки. Слегка поддев ножичком, аккуратно отделяем его от поверхности папки-файл. Ни один элемент не должен выпадать из набора. Видно, что с изнаночной стороны образовалась клеевая пленка. Вот эти потеки клея и надо срезать.

Проверяем работу на прочность. Смотрим, все ли элементы хорошо склеены между собой.

Кладем работу на дощечку лицевой стороной вниз. Канцелярским ножом аккуратно начинаем срезать потеки клея, образовавшиеся между элементами. Лезвие ножа должно быть острым. Если затупилось — сразу его меняем.

Аккуратность на этом этапе делает работу чистой, без остатков клея по краям.

Для того чтобы филигранный рисунок смотрелся еще более ажурным и легким, можно поверх натурального джута проклеить рисунок еще и отбеленным джутом.

Дальше декорируем наш ажур перламутровыми полубусинами.

Приклеиваем их по кругу циферблата, а также можно приклеить их туда, куда подскажет собственная фантазия.

Теперь наш ажур необходимо приклеить к жесткой основе. Прикладываем его к выпиленной основе. Помечаем карандашом центр циферблата. Здесь нужно высверлить отверстие для укрепления часового механизма.

Приклеиваем ажур на основу. Крепим часовой механизм.

Осталось сделать «гирьки» на цепочке. Для этого можно найти натуральные шишечки, а можно сделать их самим.

Для этого подойдет любая деревянная основа в форме яйца или овала.

С одной стороны просверливаем неглубокую дырочку.

Делаем из джута петельку и вклеиваем ее в это отверстие. Можно для красоты пропустить петельку через небольшую перламутровую бусинку. К этой петле прикрепим цепочку.

Декорируем «гирьку». В нижней и верхней части деревянной овальной формы приклеиваем по кругу несколько элементов «петелек» в виде цветочка. Расстояние между цветочками плотно обматываем джутом, предварительно промазав клеем поверхность формы.

Текстильную цепочку для изделия в технике джутовая филигрань можно купить в магазине, а можно сделать самим. Из одинаковых отрезков джута склеиваем колечки, вдевая одно колечко в другое. Цепочка может быть произвольной длины.

Соединяем цепочку с «гирьками» и подвешиваем их к нашим часам. С обратной стороны часов заранее приклеиваем два колечка из джута, к которым и подвесим декоративные «гирьки».

Можно повесить наши сказочные часики на стену. Пусть своим тихим звуком они создают уют и сказочную атмосферу в доме.

Декоративные изделия в технике филигрань: подсвечник из джутового шнура

Следующее изделие из джута для начинающих своими руками – декоративный подсвечник.

Для этой поделки из джутового шнура понадобятся:

  • деревянные бусины;
  • аромасвеча в стеклянном сосуде,
  • клей;
  • ножницы;
  • пинцет;
  • канцелярский нож,
  • стеклянные вставки-марблсы 12 штук;
  • бамбуковые шпажки,
  • джутовый шпагат.

Подсвечник имеет форму куба на ножках с арочным соединением, а по верху четырех сторон расположены верхушечки в виде сегментов. Плавные линии внизу и вверху куба придают ему изящный вид, а филигранный рисунок всех четырех сторон делает работу изысканной и неповторимой. Когда внутри такого подсвечника зажжется свеча, то он будет отбрасывать тени и блики, придаст интерьеру сказочность.

Так как джут материал горючий, то ароматная свеча должна быть обязательно помещена в стеклянный стакан.

Делаем рисунок развертки стороны куба и верхушки.

Размер сторон: 10 см плюс 3 см — ножки. Сторона верхушки 10 см, высота 2,5 см.

Намечаем в центре рисунка место для трех вставок в виде кружочков и от них рисуем все прилегающие элементы, начиная с самых крупных нижних.

Помещаем рисунок в папку-файл.

Обвиваем бамбуковые шпажки джутом.

Для этого проклеиваем шпажку по всей длине и обматываем плотными витками.

Винтажные украшения Филигрань своими руками.

Из шпажек делаем каркас стороны подсвечника. Отрезаем нужную длину по чертежу и склеиваем их между собой.

Ножки соединяем отрезком джута, выгнутым в дугу. Для крепости можно сделать дугу из двух рядов джута.

Подготовим стеклянные вставки. Делаем каст, к которому будут приклеены элементы ажурного набора. По окружности марблс промазываем клеем и делаем вокруг два витка из джута. Плотно прижимаем, чтобы джут хорошо приклеился к стеклянной поверхности. Можно сразу заготовить все вставки для четырех сторон.

Приклеиваем готовые вставки к рисунку в намеченные места.

Приступаем к филиграни. Перед тем как начать делать элементы, промазываем джут клеем, чтобы он не лохматился и был более упругим.

Припой для филиграни

Начинаем работу с элементов вокруг марблсов.

Наносим клей по рисунку, прикладываем джут, отрезаем нужную длину. Контуры рисунка вокруг марблсов напоминают листочки.

Сначала намечаем внешние контуры лепестка вокруг каждой вставки. Внутри лепестка формируем по два листочка.

Дальше начинаем делать крупные завитки в нижней части рисунка, завитки с крупными головками в три-четыре витка. Все витки должны быть приклеены друг к другу.

Затем — следующие крупные завитки вокруг каждой вставки.

Два крупных завитка сходятся головками в верхней части с двух сторон верхнего марблса.

Дополняем нижнюю композицию мелкими завитками внутри крупных и приклеиваем по центру петельку. Внутри нее вклеиваем более мелкую петельку. Внутри верхних завитков приклеиваем два мелких.

Обозначаем контуры верхушечки в виде сегмента. Приклеиваем джут по контуру в два ряда. Делаем внутри набор из двух встречных завитков и двух петелек.

Закончив набор рисунка из джута, даем работе высохнуть, а затем отделяем от пленки.

Начинаем избавляться от потеков клея.

Кладем работу на деревянную дощечку изнаночной стороной вверх и аккуратно срезаем клей между элементами канцелярским ножом.

Приклеиваем верхушечку к готовой стороне подсвечника.

Точно так же делаем еще три стороны нашего будущего подсвечника.

ПЕРО ЖАР ПТИЦЫ своими руками! Джутовая мастерская! Евгения Джут!

После того как все четыре детали будут готовы, склеиваем их между собой по всей длине ребер.

К месту склейки стороны с внешней стороны приклеиваем бордюры, равные длине ребра. Они закроют видимое место склейки и сделают опорные ребра более крепкими и устойчивыми, придадут ребрам более четкий контур.

Приступим к оформлению донца подсвечника. Его необходимо сделать жестким. Свеча достаточно тяжелая и может прогнуть своим весом ажурное донце. Для этого соорудим каркас из бордюров.

Делаем распоры из угла в угол и две поперечные распорки. Концы распоров хорошо приклеиваем в углах и к сторонам низа подсвечника.

Теперь можно приступить к изготовлению донца. Его сделаем просто. Склеиваем квадратную рамку из бордюрчиков. Размер ее должен быть равен размеру квадратного отверстия в нижней части подсвечника. Рамку склеиваем на поверхности папки-файла. И начиная от центра, сворачиваем джут в диск, пока он не станет касаться сторон рамки. Предварительно промазываем клеем место под диском. Когда диск свернули, сверху проклеиваем еще раз. Обильно смазываем клеем и распределяем его по всей поверхности диска пальцами, одновременно выравнивая витки джута. Проверяем прочность проклейки. Оставляем сушиться.

После просушки убираем лишний клей и приклеиваем наше донце с нижней стороны подсвечника так, чтобы распоры остались внутри подсвечника и не были видны снаружи.

Мастер-Класс. Брошь на филиграни своими руками. Простой способ изготовления для начинающих.

Теперь, когда подсвечник полностью готов, декорируем верхушки ребер деревянными бусинами. Бусины можно приклеить и снизу к ножкам. Когда подсвечник будет стоять на круглых бусинах, то станет восприниматься более невесомо, хотя он достаточно устойчиво стоит на всех четырех ножках.

Работа готова. Устанавливаем стакан с ароматной свечой на распоры внутри подсвечника. Зажигаем и наслаждаемся сочетанием бликов и теней, падающих от ажурных стенок нашего подсвечника.

Изделия с декором из джутового шпагата своими руками: поделка-ларец с узорами

Теперь узнайте, как сделать такую простую поделку из джута, как ларец.

Для этого изделия с узорами из джутового шнура понадобятся:

  • джутовый шпагат;
  • деревянные шпажки;
  • пинцет;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • для декора шкатулки нам понадобятся перламутровые полубусины.

Ларец представляет собой небольшую шкатулочку с четырьмя выгнутыми сторонами и крышечкой.

Рисуем чертеж-развертку каркаса. Боковая сторона 15 см, высота 5 см, высота ножек 2 см.

Размеры торцевой стороны каркаса: ширина 7 см, высота 5 см, ножки 2 см.

Помещаем чертеж в папку-файл.

Сначала нужно сделать прямоугольный каркас шкатулки на ножках. К нему будем крепить ажурные стороны.

Для того чтобы сделать каркас, нужно заготовить несколько шпажек, обмотанных джутом. Проклеиваем шпажку по всей длине клеем и плотно обматываем джутом.

Шкатулка из джута с элементами филиграни своими руками формы Сердечко/Рукоделие @evadusheva.

По чертежу приклеиваем заготовленные шпажки. Получилось четыре детали: две боковые и две торцевые.

Шкатулка в технике джутовая филигрань, своими руками.

Формируем объёмный каркас. Склеиваем между собой эти четыре стороны.

Оставляем готовый каркас сушиться.

Теперь приступаем к ажурной работе. Сначала делаем рисунок боковой стороны.

Длина ажурной стороны будет тоже 15 см, а высота 7 см, немного больше, чем высота каркаса: с расчетом на то, что она будет слегка выгнута и уменьшится за счет этого.

Заодно подготовим ажурный рисунок торцевой стороны. Размеры — по 7 см.

Помещаем готовые рисунки узоров для поделки из джутового шпагата в папки-файлы.

Начинаем филигранный набор рисунка с центральной части.

Не забываем перед началом проклеить поверхность джута.

Промазываем линию по рисунку и приклеиваем основной элемент. Он выглядит как два соединенных завитка.

Затем делаем следующие элементы по бокам завитков — петельки. Отрезаем кончики под углом. Фиксируем их, чтобы не торчали.

Так поступаем со всеми завитками.

Внутри крупных элементов можно сделать заполнение из более тонкого джутового шпагата.

Закончив центральную часть рисунка, приступаем к набору орнамента вокруг центральной части.

Делаем сначала самые крупные завитки с трехвитковыми головками.

Затем делаем завитки поменьше и петельки.

Заполнение внутри этих элементов делаем из джутового шпагата потоньше.

Не забываем, что все элементы должны быть прочно склеены между собой.

После того как весь рисунок набран, можно еще раз сверху проклеить стыки между элементами. Для этого наносим небольшое количество клея, буквально несколько капель, и аккуратно растираем пальцами, одновременно выравнивая поверхность рисунка.

Пока подсыхает одна сторона, можно начать делать следующие три стороны.

Через два часа снимаем ажурный набор с пленки и избавляемся от потеков клея. Для этого пользуемся канцелярским ножом и маникюрными ножницами.

Клей между элементами должен быть тщательно счищен. От этого зависит качество и красота нашей работы.

Затем вычищенные и подсохшие стороны крепим к каркасу.

Предварительно их выгибаем. Выгнуть их можно при помощи небольшой пластиковой бутылочки. Можно использовать бутылочку клея, с которым работаем.

Ажур легко деформируется под теплом рук и держит форму.

Мастер-класс. Винтажные броши Филигрань своими руками.

Выгнутую сторону приклеиваем к каркасу. Промазываем каркас клеем и к нему прикладываем ажурную сторону.

Укрепив все стороны на каркасе, оставляем работу подсохнуть и приступаем к набору донца. Размер донца соответствует размеру нижней части каркаса. Делаем рисунок донца, помещаем его под пленку и начинаем ажурный набор с самых крупных элементов.

Даем подсохнуть, снимаем с пленки и избавляемся от лишнего клея.

Приклеиваем донце к нижней части каркаса с внешней стороны. Донце не выгибаем. Оно должно быть плоским. Получившиеся около ножек пустоты закрываем небольшими дисками, скрученными из джута.

Теперь необходимо сделать крышечку.

Крышечка имеет изогнутый внешний вид со скошенными боковинами в виде сегментов.

Делаем развертку чертежа. Длина прямоугольника 14,5 см, ширина 9 см. По бокам прямоугольника рисуем углубления 1,3 см. Соединяем края прямоугольника по боковым сторонам плавными линиями.

Внутри получившейся развертки делаем рисунок. Затем помещаем его в папку-файл и приступаем к набору. Сначала делаем крупные элементы рисунка, а затем заполняем мелкими.

Даем просохнуть, затем убираем клей. Выгибаем получившуюся деталь от одной стороны каркаса до другой. Для этого тоже можно воспользоваться пластиковой бутылочкой.

Размеры боковых сегментов для этого изделия с декором джутовым шпагатом снимаем с выгнутой детали крышки.

Несложный рисунок боковых сегментов состоит из двух завитков и петелек, расположенных веером. Набираем из джута по той же схеме, что и все остальное.

Обработанные сегменты вклеиваем в боковые стороны крышки. Крышка сразу приобретает законченный вид.

У нас остались незакрытыми места между выгнутыми сторонами шкатулки. Замеряем ширину и длину отверстий. По этим размерам рисуем развертку.

Она будет иметь продолговатую форму, напоминающую листочек.

Листочков понадобится четыре. Рисунок внутри листочка может быть произвольным.

Приклеиваем листочки по углам между сторонами, немного выгибая их по форме и плотно закрывая отверстия между боковыми сторонами шкатулки.

Наша красивая поделка-ларец из джута практически готова! Осталось только декорировать ажурный рисунок перламутровыми полубусинами.

Украшения с узорами из джутового шнура: работа с ободком и браслетом в технике джутовая филигрань

Эта часть посвящена таким изделия из джутового шпагата своими руками, как ободок и браслет.

Для работы с этими поделками из джута для начинающих понадобятся:

  • джутовый шпагат;
  • некрупные бусины трех оттенков одной цветовой гаммы;
  • клей;
  • пинцет;
  • ножницы;
  • старые пластмассовые ободок и браслет.

За основу работы возьмем обыкновенный пластмассовый не очень широкий ободок.

Оклеиваем джутом боковые линии и внешнюю сторону ободка.

Панно! Декор! Своими руками! Джутовая филигрань! Евгения Джут! Picture

Пока подсыхает оклеенный ободок, подготовим элементы декора.

Заготовим черенки для «ягод», которыми украсим ободок.

Хорошо проклеиваем отрезок джутового шнура клеем. Растираем его по всей поверхности джута, пока не перестанет липнуть к пальцам. От клея джут будет более твердым. Затем нарезаем на отрезки поменьше. Это и будут черенки. Когда они подсохнут, то станут жесткими, и их легко можно будет продевать в отверстия бусин.

Берем бусину, продеваем черенок так, чтобы он вышел из отверстия примерно на 1 см. Заранее этот кончик смазываем клеем. Сгибаем этот кончик и вставляем в отверстие бусинки. Протаскиваем черенок назад так, чтобы он не высовывался из отверстия бусины.

Подготовив все бусинки для поделки из джута а технике филигрань, начинаем работу по декорированию.

Чтобы было удобнее работать, ободок можно надеть, например, на банку.

По всей длине ободка приклеиваем плавную линию из джута. Она будет задавать правильное движение декору. По обе ее стороны будем приклеивать бусинки и листочки.

Листочки делаем на плоскости. Можно нарисовать листочек на бумаге и поместить лист с рисунком в папку-файл. Размер длины листочков не должен быть больше 2 см.

Подарок на Пасху своими руками курица из джута/jute. Джутовая филигрань/jute filigree. DIY

Делаем два первых листочка. Как только закончили их делать, сразу снимаем с пленки.

Так как клей еще не совсем высох, то листочек будет мягким и его можно легко деформировать, придав нужный изгиб. Остатки клея па краям можно подмять под листочек руками или срезать его ножницами. Клей еще мягкий поэтому его очень легко можно подогнуть под изнаночную сторону листочка.

Располагаем листочки по обе стороны плавной линии, разведя их от линии немного в стороны. Работаем от центра ободка сначала к одному концу, как бы пятясь.

Берем несколько бусинок и прикладываем к листочкам с разных сторон. Черенки можно подрезать, если они окажутся слишком длинными. Затем вклеиваем «ягодки» в намеченное место.

Дальше снова приклеиваем листочки, а за ними «ягодки». И так далее до конца ободка. Можно заготовить сразу несколько листочков, чтобы работа шла быстрее.

Но не советую делать их очень много, так как они могут сильно высохнуть и их будет трудно выгибать.

Вообще этот процесс может быть абсолютно творческим. Все делаем на свое усмотрение. Можно усеять ободок бусинами очень густо. А можно сделать декор поскромнее. Это зависит от вашего желания и фантазии.

Теперь мы закончили одну часть ободка, теперь приступаем к другой. Так же идем от центра к другому концу. То есть листочки и «ягодки» на ободке должны располагаться навстречу друг другу.

Если вам показалось, что «ягодок» маловато, то вполне можно дополнить декор этими элементами. Можно вклеить их с боков между листочками.

Только надо стараться, чтобы черенки не торчали и не высовывались из-под листочков. Работа должна быть аккуратной и своим видом создавать иллюзию натуральной ягодной ветки.

Оставляем ободок надетым на банку, чтобы он хорошо просох при комнатной температуре.

За основу браслета можно взять старое пластмассовое украшение.

Оклеиваем браслет со всех сторон джутовым шпагатом.

Принцип работы с этим украшением из джутового шнура будет точно таким же, как и с ободком.

Джутовая филигрань для начинающих: простой мастер класс

Техника джутовой филиграни позволяет воспроизводить невероятно изящные узоры на любой поверхности, вследствие чего ее результаты нередко сравнивают с резьбой по дереву: все линии настолько тонкие и аккуратные, что сложно поверить в их истинную природу. Алгоритм работы не сложен, поэтому джутовая филигрань доступна начинающим мастерицам: достаточно изучить базовые правила, набрать интересных трафаретов и пробовать свои силы в этом увлекательном деле.

Джутовая филигрань для начинающих: основные принципы

Вся технология укладывается в несколько слов — джутовая филигрань основывается на расположении материала завитками или линиями на поверхности, после чего он фиксируется и либо остается на этой же поверхности, либо, после просушки, снимается и переносится в нужное место. Раньше основным материалом была проволока, которую фиксировать не требовалось: она сама «запоминала» заданную форму, и в некотором роде работать с ней было намного легче. Сегодня для оформления вещей при помощи джутовой филиграни используют нити различной толщины, которые фиксируются через пропитку клеем. В древности узоры свивали из тонкого золота, серебра и меди.

  • Главныйматериалдляджутовойфилигранишпагатилитолстаянить. Можно работать и с тонкими нитями, и даже с нитями вышивальными, однако форму они держат намного хуже, поэтому подходят лишь при декорировании плоских изделий, и самостоятельным элементом без поддержки не станут.
  • Дополнительные инструменты, без которых не обойтись — прозрачный клей, который станет и фиксатором, и своеобразным скульптором, ножницы, пинцет. Может пригодиться толстая игла, спица или тонкое шило, акриловые краски и акриловый лак — фиксация готового результата и изменение оттенка шнура.
  • При необходимости можно использовать и дополнительный декор — от страз и пайеток до перьев, бусин, лент и т.д. Но все это в технологии стоит на последнем месте, поэтому в инструкции особой ценности не представляет.
  • Если Вы хотите изменить оттенок нити, используемой для узора, окрашивать ее рекомендовано до начала работы, полностью окуная в акриловую краску и позволяя материалу высохнуть. Если наносить краску на нить уже по окончании работы, это отнимет намного больше времени, и сам процесс окажется более кропотливым.

Чтобы освоить джутовую филигрань, начинающим желательно посетить практическое занятие или просмотреть видео, поскольку движения рук и направления нитей сложно понять лишь из текста. Однако для самых базовых элементов письменного описания алгоритма действий достаточно. Профессионалы рекомендуют сначала отработать простейшие узоры, понять, как правильно крепится нить, как долго позволяет себя деформировать, и т.д., прежде чем искать сложные задачки.

Схемы и рекомендации

  • Процесс воплощения идеи в технике джутовой филиграни начинается с выбора узора. Тем, кто озадачен поисками подходящего для джутовой филиграни трафарета, можно порекомендовать обратиться к узорам квиллинга — они довольно похожи между собой за счет перекручивания лент. Впрочем, разобрать схему можно даже на случайно подсмотренном у мастериц изделии — все направления хорошо прослеживаются.
  • Основа, без которой никуда и профессионалам, и новичкам — это простые узоры в виде букв «С» и «S», а также заполнения контура диагональными мягкими линиями, сложения «восьмерок» и «улиток». Мастерицы рекомендуют отработать именно эти элементы одиночно, прежде чем приступать к созданию полноценных картин.
  • Выбранный рисунок обязательно переносится на бумагу, которая станет основной поверхностью для его воплощения нитями. Некоторые поверхности позволяют обойтись без этого этапа, но в таком случае рисунок необходимо вывести на них: это может быть дерево, ткань, металл. Следите за тем, чтобы толщина нарисованной линии была меньше толщины нити, которой Вы будете ее дублировать.

Читайте также:

Простой и доступный мастеркласс

Для новичков идеально подойдет салфетка в виде большого цветка: в ней мало узоров, но помимо отработки базовых элементов здесь практикуется и процесс соединения нескольких деталей, что также имеет место быть в джутовой филиграни. В основном крупные картины создаются через совмещение.

Для работы потребуется шпагат, любой прозрачный клей, лист бумаги с трафаретом, загнанный в прозрачный файл, ножницы.

  • Вся салфетка состоит из 2-х деталей: это центральный плотный круг и соединяющиеся под ним лепестки. На листе бумаги каждая из деталей выводится отдельно.
  • Чтобы сделать круг, трафарет на его месте полностью покрывается клеем. За то время, что он будет схватываться, необходимо начать скручивать из шпагата плотную «улитку». Если Вы беспокоитесь за ее сохранность, можете обмакнуть конец шпагата в клей и прижать пальцем к ближайшему обороту нити.
  • Когда будет сделано 3-4 оборота, «улитку» необходимо уложить в центр нарисованного круга, придавливая пальцем к липкой поверхности, и продолжить закручивать шпагат, теперь сразу укладывая его на поверхность. Как только круг достигнет нужных размеров, шпагат обрезается, край прячется под полученную «улитку» или прижимается к ее боку, дополнительно фиксируясь клеем.
  • Теперь необходимо приступить к работе с более изящными деталями — лепестками. Клей здесь будет наноситься только по контуру, пока производятся манипуляции с ним. Профессионалы рекомендуют обрабатывать каждый лепесток по отдельности, поскольку темпы работы обычно ниже скорости застывания клея.
  • Шпагат укладывается от центра и направляется к внешним краям, образовывая аккуратную петлю. Через каждые 1-2 см. следует прижимать его пальцем, дополнительно утапливая в клее.
  • Чтобы изделие имело одинаковую плотность на всех участках, для каждой линии отрезается отдельный кусок нити. На глаз нужную длину определить сложно, поэтому Вы можете перед обработкой детали клеем приложить нить к рисунку, повторяя нужный изгиб, и уже после такой «примерки» отрезать ее.
  • Чтобы изделие стало плотнее, линию следует продублировать по внутреннему контуру, укладывая чуть меньший отрез шпагата вплотную к ней: получается двойной контур. В случае с цветком лепестки удобнее всего выкладывать в форме восьмерки. При этом важно следить, чтобы к центру оставалась лишь 1 нить, иначе получится слишком толстая середина: с этой целью верхний контур срезается чуть раньше, а внутренний полностью обрисовывает лепесток.
  • Абсолютно по той же схеме начинают заполняться внутренние мелкие линии лепестка, также повторяющие формой каплю. Здесь тоже рекомендовано контур дублировать.
  • Когда основные контуры цветка будут выложены, можно приступать к заполнению свободных участков: если их оставить пустыми, снять изделие с трафарета будет сложно — оно окажется мягким и не удержит заданную форму. Для заполнения можно воспользоваться тем же базовым элементом «улитка»: нанести клей на трафарет по кругу, с полным заполнением его площади, скрутить в пальцах шпагат, уложить на липкий круг, придавить пальцами.
  • Как только свободные участки будут заполнены хотя бы частично, деталь нужно покрыть сверху клеем ПВА — он соединит нити друг с другом, и дать ему возможность высохнуть в течение 1,5-2 ч.
  • Когда шпагат станет твердым, изделие можно снять с трафарета-основы, соединить с заготовленным ранее кругом при помощи того же прозрачного клея, прижать прессом на несколько минут.

Читайте также:

Джутовая филигрань — техника довольно простая в своем исполнении. По сути, она не требует даже специальных схем — все узоры можно подсмотреть как в простых рисунках (например, в детских раскрасках), так и в русском народном творчестве. А чтобы заполнить пространство между основными контурными линиями, подойдут все те же базовые элементы.

Джутовая филигрань: схемы для начинающих с фото и видео

О чем может рассказать мастер-класс по джутовой филиграни своими руками? Прежде всего нужно разобраться, что это такое. Техника джутовой филиграни появилась недавно. Это стиль работы с завитками, жгутом и клеем. Берутся бумажные трафареты, на них выкладывается по контуру жгут, промазанный клеем. Получаются очень красивые вещи.

Для знакомства с этим стилем можно использовать схемы для начинающих. Например, рассмотреть мастер-класс изготовления тарелки.

Декоративная тарелка

Взять любой понравившийся салатник, покрыть пленкой, закрепить и начинать обклеивать завитушками, начиная с дна тарелки. Завитки можно класть произвольно, стараясь соблюдать симметрию, или использовать какие-нибудь понравившиеся рисунки.

Подарок из джута своими руками на день Святого Валентина и к свадьбе. МК джутовая филигрань. DIY

Инструменты – ножницы, клей и спица.

Не надо отрезать сразу кусок нитки. Сначала положить рисунок, затем аккуратно маленькими ножницами отрезать и подклеить. Пленка для этого хорошо подходит, так как на нее прекрасно клеится веревка.

Скань Филигрань|Несложный цветок#MatsonJewellery

Самые основные элементы этого стиля – завитки и петельки, из их чередования получаются красивые узоры.

Внимание! Надо стараться не перекручивать нитку и укладывать ее так, как она разматывается из мотка. В противном случае, она может развернуться после покраски. С клеем надо работать аккуратнее, чтобы его не было слишком много.

Укладывать узоры, как хочется, чтобы они были уложены чаще и плотнее.

Затем надо отделить узор от пленки острым ножиком и вытереть клей. Проклеить разведенным ПВА и покрасить, если хочется. Можно из баллончика или кисточкой.

В итоге получается тарелка, как на фото.

Шкатулка для секретов

В этой технике используется натуральный или окрашенный джут. Если его красят, то обычно акриловыми красками. Есть еще один способ получить джутовый шнур белого цвета без окрашивания – замачивание в хлоре.

Итак, что понадобится для изготовления вот такой чудесной шкатулки.

  1. Джутовый шнур;
  2. Клей – Титан или любой прозрачный;
  3. Листочек в клетку;
  4. Файл;
  5. Большой моток широкого скотча;
  6. Маленькие ножницы;
  7. Шило;
  8. Пинцет.

Взять лист бумаги, поставить на него скотч и обвести карандашом.

Отметить центр круга и засунуть лист в файл.

Ваза-миска своими руками / Vase bowl / Мастер класс / Джутовая мастерская Евгении Джут

Капнуть клей в серединку, на файл.

Начать крутить завиток.

Теперь, накручивая нить, надо заполнить весь круг. Затем сделать еще один такой же – это будут дно шкатулки и крышка.

Дойдя до конца будущего дна, жгут не обрезать.

Надо придумать рисунок. Если не приходят в голову свои идеи, можно использовать любые понравившиеся узоры. Нарисовать на листке в клетку полоску с украшениями, меньше ширины скотча на пол сантиметра.

Вырезать эту полоску с узором и скотчем приклеить на катушку.

Поставить скотч на заготовку дна шкатулки, намазать клеем и накрутить несколько рядов шпагата, до узора. Так дно соединяется со шкатулкой.

Отрезать жгут и намотать несколько рядов сверху.

как делать филигранные украшения, своими руками часть 1 филигранная нить

Промазать первую на заготовке завитушку клеем, отрезать кусок веревки наискосок. Длина отрезка зависит от выкладываемой детали узора.

Класть на клей завиточки, один за другим.

Таким образом нужно выложить весь узор. Следить за тем, чтобы верх и низ обязательно соприкасались с ободками.

Затем оставить как следует просохнуть. Высохшую заготовку отделить от скотча – канцелярским ножом пройтись по кругу и вынуть скотч.

Крышка делается так же, как низ шкатулки. Надо поставить скотч и сделать несколько рядов обмотки снизу.

Верх крышки хорошо украсить джутовыми завитушками.

Развести ПВА водой и проклеить шкатулку. Излишки засохшего клея получится убрать раскаленным шилом.

ФИЛИГРАНЬ СВОИМИ РУКАМИ

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань — один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История
В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Фруктовница сделана из железной проволки. Все детали между собой спаиваются пояльником.