ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ РИСУНКИ

Оглавление:

Петриковская роспись. Учебно-методическое пособие.

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. <Рисунок 1>

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки. <Рисунок 2>

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант — зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки. <Рисунок 3>

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти. <Рисунок 4>

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам. <Рисунок 5>

Учимся вместе Петриковская роспись

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

“Бегунками” — их так же называют “дорожками” или “фризами” — оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). <Рисунок 6>

Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.

Роспись на дереве.

Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту процедуру ещё 2 раза.

На подготовленную таким образом поверхность можно наносить задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают лаком.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

урок Петриковской росписи. поэтапно цветок (Petrikovka Ukraine)

Петриковская роспись для начинающих: рисунки, трафареты и схемы как рисовать пошагово

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата.

переходной мазок листок петриковская роспись

А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству.

Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы.

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

урок Петриковской росписи. простой рисунок сразу кистью

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки.

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант — зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

“Бегунками” — их так же называют “дорожками” или “фризами” — оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.).

  • Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.
  • Роспись на дереве.
  • Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту процедуру ещё 2 раза.

Петриковская роспись.Урок 1: Базовые элементы

На подготовленную таким образом поверхность можно наносить задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают лаком.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Петриковская роспись

  • На вид орнамент неприметен,
  • Но он столетия живёт.
  • Не зря его на белом свете
  • Народ издревле бережёт.
  • Б.Дубровин

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов.

О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. » width=»640″>

Урок изо «Петриковская роспись»

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский.

И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами.

Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали — самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство.

переходный мазок цибулька петриковская роспись

О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви.

Люди верили, что в красивых орнаментах скрывается магическая сила, которая защищает хозяев от злых сил и несчастья. Вот почему Петриковской росписью в качестве оберега часто расписывали оружие и жилища запорожские казаки.

Среди них большой популярностью пользовалась Петриковская роспись. На Кубань её привезли запорожские казаки. Они с любовью относились к промыслу своей родины и практически кубанская петриковка не отличалась от украинской » width=»640″>

Из истории росписи на Кубани

Петриковская роспись перенеслась и в Россию.

В результате трехсотлетнего проживания на кубанской земле двух восточно — славянских народов: русского – в лице донцов — некрасовцев и украинского, родились народные кубанские ремесла.

Среди них большой популярностью пользовалась Петриковская роспись. На Кубань её привезли запорожские казаки. Они с любовью относились к промыслу своей родины и практически кубанская петриковка не отличалась от украинской

Так из года в год село расцветало новыми красками и причудливыми узорами. » width=»640″>

Интересно, что краски для петриковских произведений никогда не смешивают. Розовая, желтая, синяя, красная и зеленая — все краски призваны вдохнуть в рисунок жизнерадостность и природную легкость.

А поскольку когда-то краски нередко изготавливались из природных материалов, петриковские росписи имели недолгий век. Поэтому каждый год накануне большого праздника старые рисунки смывали и украшали дома новыми красочными оберегами.

Так из года в год село расцветало новыми красками и причудливыми узорами.

Расписывали хаты, а в нынешнее время и украшают заборы

Отсюда главные композиционные разновидности Петриковской росписи: отдельный цветок (квитка), веточка, букет, вазон с цветами, фриз и коврик. » width=»640″>

Мастерами изображался орнамент, прежде всего растительный, преимущественно цветочный.

Фантазии Петриковских мастеров нередко сплетают в единый узор изображения садовых и полевых цветов, колосья злаков, гроздья ягод и плодов, птиц, бабочек – извечных символов красоты и щедрого плодородия земли.

Отсюда главные композиционные разновидности Петриковской росписи: отдельный цветок (квитка), веточка, букет, вазон с цветами, фриз и коврик.

Отражая в своем искусстве явления местной флоры и фауны, мастера не копировали природу, а творчески переосмысливали её в соответствии с народным эстетическим идеалом. Именно так, многими поколениями художников, создавались полусказочные луковички, бурачки, кучерявки, а рядом с вполне реалистическими изображениями петухов и кукушек появлялись сказочные жар-птицы.

Цветовое решение Петриковской росписи разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. Традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов , а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

Одним из элементов росписи есть «бегунки».“Бегунками” — называют “дорожками” или “фризами” — оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

Чаще всего шедевры народного искусства украшают мальвы, пионы, астры, различные полевые цветы, а еще те, которые придумывают сами мастера. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения. Роспись выполняется на металле, дереве

на одежде, различных предметах

Рассмотрим элементы Петриковской росписи

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Одним из элементов Петриковской росписи является бегунок — цветы, листья и ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Бегунком можно оформить любой предмет — от кувшина и до избы. Как убеждают мастера Петриковской росписи, это один из главных оберегов, обозначающий непрерывность семейного счастья, бесконечность любви и благополучия в доме

Начинаем рисовать бегунок.

1. Разведем на палитре зеленую краску до состояния жидкой сметаны. Легким движением руки проведи волнистую линию.

2. Простым карандашом или же сразу зеленой краской обозначим расположение цветков, ягод и листиков на «волне».

3. А сейчас принимаемся рисовать ягодки. Разведите красную краску и опусти в нее подушечку указательного пальца. Осторожно прижимаем палец к бумажному листу.

4. Теперь, применяя ту же методику, кое-где нарисуй синие ягодки.

5. Особое внимание уделяем листочкам. Развести зеленую краску и четко прорисовать каждый лист, используя переходные мазки. Что это такое? Объясняю: чтобы листочек имел оттенки оранжевого, желтого и других цветов, сначала хорошенько обмакни кисть в зеленую краску, а потом коснись кончиком кисти краски другого цвета.

6. Пришло время изобразить цветы. Обмакните кисть в желтую краску, а затем слегка — в красную. Нарисуй цветок той формы, которую хочешь видеть на бегунке.

Вот такой элементарный рисунок росписи

можно использовать на занятии в старшей или подготовительной группе

Петриковская роспись – одно из уникальных проявлений художественной культуры. Культуры древней, уходящей корнями в глубины истории. Культуры национальной, воплотившей духовное богатство и творческую щедрость народа.

ОБРАЗЦЫ РАБОТ ПО ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения. Петриковская роспись шаблоны

ГлавнаяРазноеПетриковская роспись шаблоны

Столетия назад Петриковская роспись использовалась исключительно для украшения предметов быта и домов. Сейчас же эти необычайно красивые рисунки можно встретить где угодно. Яркие, солнечные изображения обрели огромную популярность. С их помощью украшают не только одежду или помещения, но и ногти, мебель и даже автомобили.

Столетия назад Петриковская роспись использовалась исключительно для украшения предметов быта и домов

Петриковская роспись: рисуем петуха — простой мастер-класс для начинающих

Петух – классическое изображение петриковской росписи. Встретить его на расписанных предметах можно так же часто, как калину и подсолнухи. При соблюдении основных правил, нарисовать такую красоту сможет и новичок.

Петриковская роспись урок 1

Петух – классическое изображение петриковской росписи

Ход работы пошагово:

  1. Выполнить все элементы рисунка карандашом.
  2. Силуэт петуха закрасить подходящим цветом.
  3. Нарисовать перо туловища, а также хвоста и крыльев.
  4. Смоделировать голову.
  5. Нарисовать клюв, глаза и выделить черной краской основные детали.
  6. Окружить птицу цветами и ягодками.

Галерея: Петриковская роспись (25 фото)

Петриковская роспись: простой рисунок кистью (видео)

Петриковская роспись по дереву: шаблоны

Нанесение орнамента на дерево – это настоящее искусство. Выполнить эту работу без шаблона сможет только опытный мастер. Для тех же, кто только начинает осваивать это увлекательное мастерство, крайне важно выбрать простой шаблон, который нужно будет перенести на подготовленную деревянную поверхность.

Изображение цветов – это один из самых легких рисунков, позволяющих достичь невероятных высот. Используя простые схемы, эту работу выполнит и начинающий художник.

Изображение цветов – это один из самых легких рисунков

Более сложные схемы, предполагающие использования сразу нескольких элементов росписи, подойдут более опытным художникам. При этом и новичок, освоивший азы мастерства, также осилит эту увлекательную работу.

Также рекомендуем прочитать:

Более сложные схемы, предполагающие использования сразу нескольких элементов росписи, подойдут более опытным художникам

На дереве невероятно красиво смотрятся именно орнаменты, выполненные в этом стиле. Любая кухонная утварь и даже мебель приобретет при этом совершенно новый вид, станет более изысканной и оригинальной.

На дереве невероятно красиво смотрятся именно орнаменты, выполненные в этом стиле

Нередко изображение выполняют не на прямоугольной или квадратной поверхности, а круглой. Естественно, что для выполнения такой работы понадобятся совершенно другие схемы.

Особое внимание при росписи деревянных изделий уделяется изображению людей. Именно такие схемы позволяют сделать любое изделие совершенным и необычным.

Элементы Петриковской росписи

Основных элементов росписи существует всего несколько.

Петриковская роспись киев мастер-классы

Именно с их помощью и создаются настоящие шедевры:

  • луковички. С помощью таких элементов удается четко прорисовать листики и отдельные их детали. Мазок начинается с тоненькой линии, которая плавно с нажимом поворачивается, после чего нажим ослабляется и делается переход к тоненькой линии;
  • переходный мазок. Для того, чтобы выполнить этот элемент, используется краска двух цветов. На кисть изначально набирается первая краска, а кончик промазывается второй. Выполняется элемент по такому же принципу, как и луковички;
  • ягоды. Для того, чтобы прорисовать этот элемент, используются не кисти, а подушечки пальцев. Вписаться в орнамент и выглядеть живой может лишь та ягодка, на которой виден отпечаток пальца.

Основных элементов росписи существует всего несколько

Освоив технику выполнения этих элементов, уже можно смело приступать к работе. Более сложные же детали рисунка делаются на основе этих трех, которые просто наносятся в соответствии с выбранной схемой.

Петриковская роспись: как нарисовать цветы

Подсолнухи – одни из главных элементов росписи. Именно они придают картине необходимый колорит, делают ее завершенной и оригинальной. Выполнение же такого рисунка очень простое, даже новичок справиться с изображением подсолнуха.

  1. Коричневой краской нарисовать круг.
  2. Вокруг него начертить карандашом окружность немного большего диаметра.
  3. Выполнить первый ряд лепесточков. Для этого кисточку пропитать желтой краской, а кончик промазать более темной. Каждый лепесток проводить от края к центру и делать небольшое закругление.
  4. Выполнить второй круговой ряд, но использовать более светлую краску в качестве основного цвета, а кончик кисти промазать белым цветом.
  5. Поверх коричневой окружности выполнить внутренний ряд лепестков.
  6. Украсить окружность капельками.

Петриковская роспись пальцем: осенняя пора

Калина – символ женской красоты, силы и здоровья. Именно ее принято изображать при выполнении осенних композиций в Петровской росписи. Особенность же работы заключается в том, что каждая ягодка прорисовывается пальцем. Именно такая техника позволяет сделать орнамент особенным, живым и невероятно красивым.

  • акварель;
  • бумага;
  • кисти;
  • емкость с водой;
  • ластик;
  • карандаш.

Мастер — класс №3 — Рисуем цветы ромашки и листья в Петриковской росписи.

Маленькие элементы хорошо добавлять деревянной ручкой от кисточки

  1. Карандашом наметить будущие веточки и листики, делая еле заметные контуры рисунка.
  2. Кисточку промазать коричневой краской и по намеченным линиям прорисовать ветки и небольшие веточки.
  3. Прорисовать листики, делая волнообразные мазки по направлению от края к центру.
  4. Подушечку пальца окунуть в краску и после этого сделать на рисунке кружочки, расположенные в хаотичном порядке.
  5. На листочках прорисовать прожилки коричневого цвета.
  6. Ягодки калины дополнить зелеными завитками и зернышками.
  7. Края листиков прорисовать оранжевой краской, делая тонкие, небольшие штрихи.
  8. Каждую ягодку дополнить вкраплениями желтого цвета, создавая блики.

Контуры веточек подчеркнуть с помощью краски черного цвета.

Петриковская роспись на ногтях

В последнее время все чаще мастера маникюра прибегают к использованию орнаментов Петриковской росписи на ногтях. Маникюр при этом получается ярким, необычным, выделяющимся среди основной массы.

  1. Ногтевые пластины обязательно подготовить и только после этого нанести на них акриловую краску черного цвета.
  2. На кисть набрать розовую краску, а кончик ее промазать желтой и нарисовать цветы с помощью элементов луковички.
  3. Теперь уже промазать кисточку светло-желтой краской и кончик обмокнуть в более насыщенный желтый цвет, сформировать в центре ромашку.
  4. Для того, чтобы нарисовать калину, необходимо на доте набрать красную краску и разместить оттиски в виде грозди, располагая ягоды одна на одной и уменьшая при этом постепенно их размер.
  5. Ягоды соединить между собой очень тонкими веточками.
  6. На кисть краску зеленого цвета, а кончик обмокнуть в желтую. С помощью переходных мазков прорисовать листок.
  7. Красной краской оформить центральную часть каждого цветка.
  8. Добавить блики с помощью блесков.

Покрыть ногтевые пластины закрепителем.

Петриковская роспись: переходный мазок (видео)

В последнее время Петриковская роспись нашла широкое применение. Орнаменты, выполненные в этом стиле, можно встретить где угодно.

Изысканно и красочно смотрятся самые простые предметы быта, на которых нарисованы такие узоры. Освоить же эту технику сможет каждый. Здесь не требуются какие-либо особые знания и навыки.

Достаточно лишь научиться выполнять основные элементы, чтобы начать создавать свои первые шедевры в этом стиле.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В данной статье предоставлены некоторые моменты рисования петриковской росписью для начинающих. Рисунки с данной росписью пользуются популярностью в наше время для украшения интерьера и предметов.

Петриковская роспись получила свое название от места, в котором зародилась — в селе Петриковка, что ныне находится на территории современной Днепропетровщины. Это художественное ремесло берет свое начало в конце 18 века, с росписи белых хат-мазанок тех времен.

Первое заселение было образовано в 1772 году полтавским казаком Петром Калнышевским. А традиции расписывать белые стены хат была ежегодной и обязательной.

Связано это конечно с тем, что краски изготавливали из растительных красителей в смеси с яичным желтком, что делали рисунки не долговечными.

Петриковская традиция рисования стала наследием украинского творчества и включена в список Юнеско, а в 2022 году была выпущена юбилейная монета номиналом 5 гривен, стилизованную под фрагмент петриковской росписи.

Основы нанесения узора

Петриковская роспись стала национальным достоянием украинцев и включена в программу изучения искусства в художественных школах для детей.

Основными элементами разрисовки изначально являлись растительные фрагменты, изображающие полевые цветы, зерна и колосья, как символы народного украинского хозяйства.

Цвета используются самые разнообразные и картинки получаются очень яркими и пестрыми, листья и лепестки цветов могут иметь переход от одного цвета к другому.

Так один цветок может сочетать оранжевый, красный, желтый и даже коричневые цвета.

  • Роспись довольно свободна в добавлениях рисунков, но можно выделить некоторые устоявшиеся шаблоны отдельных деталей. Как рисовать их, представлены примеры на фото ниже:

Мой блог о Петриковской росписи. Выпуск №19: «Учимся рисовать птичек»

Каждый мастер рисует свои картины, придерживаясь лишь стиля и техники, поэтому некоторые работы становятся авторскими, а имена авторов известными. Картины являются примером и достоянием и детально изучаются на уроках.

С чего начать

Проведем небольшой мастер-класс по рисованию элементов петриковской росписи, по трафаретам можно сделать любой узор.

Краски использовать можно гуашевые с добавлением пва, акриловые и другие. Кисти используют из мягкой шерсти, например, самодельные кисти из кошачьей шерсти, как это делали предки.

Первую работу попробуйте на бумаге. Наведите карандашом схематический контур и отметьте в нем центр. Кистью №3 делаем мазки от контура к центру.

  1. Некоторые детали рисуют пальцами или специальными тампонами, например, гроздья винограда, калины, рябины.
  2. Попробуйте прием перехода краски, на кисточку нанести основной цвет и на самый кончик другой цвет, например оранжевый и красный, желтый и зеленый.

урок Петриковской росписи. рисуем калину пальцами (Petrikovka Ukraine)

Дополните рисунки тонкими линиями и точками желтой краски. Нарисуйте композицию трав и цветов, используя большие и маленькие изображения цветов, травы, колосьев по схемам.

Кроме флоры, в роспись включают красочных птиц, выполненных в той же манере пестрой раскраски. Примечательно, как смело сочетаются между собой многие цвета и оттенки. Не только основные красные, желтые, зеленые, синие, но и полученные путем смешения красок фиолетовые, розовые, оранжевые, коричневые цвета.

Применение творчества

Петриковская роспись — это в первую очередь художественное ремесло, не имеющие четких правил, не ограничено в выборе композиции и расположении рисунка.

На данном этапе истории она используется в росписи предметов обихода, посуды и предметов интерьера, для узоров краски подходят любые, также можно играть фоном, так как разрисовка имеет вольный стиль, поэтому наносить узоры можно на разнообразные предметы обихода.

Украинская декоративная роспись характерна своим творческим подходом к работе и отмечает, насколько богато воображение и мастерство художников. Это исходит от обычаев жителей старинных украинских сел по-особенному украшать свою «оселю». Хаты-мазанки приходилось белить ежегодно, так как погодные условия смывали и побелку, и разрисовки.

Видео по теме статьи

Как нарисовать хохломскую роспись карандашами, красками поэтапно?

Хохломская роспись — это красивая роспись на посуде, которую применяли еще в XVII веке. Название дано по местности, откуда родом роспись, из Хохломы, из нижегородской области. Хохломская роспись появлилась, благодаря ремеслу мастеров из той местности.

Петриківський розпис. Майстер клас. Жоржина (повна версія)

Перед тем, как расписать изделие, сначала надо выточить ложки, кружки, дощечки и другую посуду на деревянном станке, сделать ровной поверхность, потом покрыть равномерно олифой в несколько слоев, сделать слой алюминиевого порошка. После этого можно наносить роспись.

Петриковская роспись. Мастеркласс. Уроки рисования

Хохломская роспись — это орнамент с видом растений, веточек, ягод, цветов, символов, завитков. Часто в такой росписи применяют красный, желтый, черный цвета, а также зеленый и другие.

Готовый предмет покрывают сверху для прочности.

Используются масляные краски.

Есть разные техники хохломской росписи. Узор «пряник» — это крупный узор в центре, от которого ответвляются более мелкие узоры.

  • Есть еще узор «под фон» — «кудрина», который выполняется желтой и красной краской на черном фоне.

Чтобы выполнить рисунок, необходимо использовать творческий потенциал, выдумку для создания орнаментов. Чтобы выполнить узор самостоятельно, существуют базовые лини, символы, с которых можно начинать учиться рисовать. Простые элементы доступны даже для ребенка, детям тоже полезно учиться росписи, это развивает навыки.

Предлагаю в домашних условиях сделать роспись доски. Возьмем доску, а также краски гуашь, клей ПВА, кисти.

Рисунок для росписи можно сделать самостоятельно или взять в интернете шаблоны. Затем надо скопировать с бумаги на доску.

Досточку, прежде всего, обработаем яичным белком в качестве грунтовки. Обработав, пусть подсохнет.

  1. Следом за яичным белком покрываем все изделие золотой краской.
  2. Далее переносим рисунок на изделие.
  • Окрашиваем яркой краской ягоды.
  1. Прорисовываем жилковатую часть листочков.
  • Далее все детали очерчиваем контуром.

Закрашиваем вокруг контуров весь фон черным цветом. Затем надо дать краске полностью высохнуть.

  1. Когда темный фон готов и краска высохла, поверх рисуем элементы травы зеленой краской.
  • Необходимо дать рисунку полностью высохнуть.
  • Затем окончательно покрываем прозрачным лаком.
  1. Вот примеры орнамента и базовые линии и символы.

Мастер-класс по петриковской росписи для начинающих

Стремление украсить среду обитания всегда было свойственно человеку. С древних времён люди стремились сделать свою жизнь красивее и лучше. Так, по всему миру появлялись многочисленные центры народных художественных промыслов. В небольшом украинском селе родился один из таких центров — петриковская роспись. Сегодня это всемирно известный промысел, который очаровывает любителей прекрасного своими яркими узорами и орнаментами.

История возникновения

Появления этого промысла связано с селом Петриковка в Днепропетровской области Украины. Сегодня вряд ли кто вспомнит имя первого мастера, который решился разукрасить свой дом или печь. Предметы быта и жилые сооружения были первыми объектами для творчества начинающих умельцев.

Со временем украшать свои дома и утварь стали почти все жители села, и это привело к зарождению одного из известнейших в наши дни центров народного творчества. Специализированная художественная школа и краеведческий музей способствуют сохранению традиций, накоплению опыта старых и новых мастеров прекрасной росписи.

По-прежнему петриковская роспись по дереву стоит в одном ряду с палехом и хохломой. Но современные условия нашли этому виду искусства и более широкое применение.

Так, сегодня орнаменты и цвета петриковцев активно используют в оформлении одежды и тканей. Ещё одним новым направлением стало использование петриковских узоров в маникюрном бизнесе.

Яркие узоры на ногтях пользуются огромной популярностью у современных красавиц.

Основные элементы

Изучение многочисленных орнаментов и узоров петриковских мастеров сразу выявляет ряд характерных черт для всех творений этого направления. Все орнаменты в основном построены про одному принципу: волнистая линия, вдоль которой расположены другие элементы. Растительные орнаменты преобладают в петриковской росписи, но петух и человек тоже представлены в работах многих мастеров.

Особенности витражной росписи по стеклу своими руками

Однако есть классические элементы, на которых строится вся композиция и почти все элементы и рисунки. Вот их список:

  • Зёрнышко — самый простой и, по сути, основной элемент;
  • Скошенное зёрнышко — усложнённый вариант предыдущего элемента;
  • Ягодка — ещё один очень простой элемент, который используется почти во всех композициях;
  • Звоночек — цветок колокольчика, обычно с тремя лепестками, но может быть их и больше;
  • Бутон — разные формы бутонов цветов, один из самых востребованных элементов;
  • Клубничка — название говорит само за себя, элементу придаётся форма ягоды клубники;
  • Листок — тоже очень популярный узор в виде листочка с многочисленными треугольными краями. Могут быть самой замысловатой формы и размера;
  • Листок клубники — опять же название говорит само за себя;
  • Подсолнух, цветок вишни и василёк — элементы похожие на цветы, названия которых они носят;
  • Луковка — без этого нехитрого узора немыслима петриковская роспись, присутствует почти во всех композициях.

Кроме основных элементов, существует много других, созданных в основном из вышеперечисленных. Например:

  • Колоски разной конфигурации, этот простой узор делается из классических зёрнышек, равномерно расставленных вдоль линии;
  • Ромашка — в этом случае зёрнышки расставляются острой частью к единому центру;
  • Перистый листок — узор получается с помощью скошенных зёрнышек разной величины. Имеет много модификаций и форм.
  • Калина — с помощью ягодок имитируется гроздь калины. Ярко-красные ягодки соединяются линиями того же цвета.

В этом промысле применяют яркие краски основных цветов. Смешивают краски очень редко, чаще всего только для того, чтобы сделать более светлый или более тёмный оттенок выбранного цвета.

Наиболее популярен у опытных мастеров переходный мазок — это когда на кисть набирается основной цвет, а её кончик макают в другую краску или оттенок.

После мазка такой кистью получается удивительно красивый переход от одного цвета к другому. В этой технике можно выполнять любой элемент петриковской росписи.

Для начинающих лучше всего начинать обучение с одним цветом, а потом осваивать переходный мазок.

Техники росписи по ткани и коже акриловыми красками

Обучение мастерству

В наши дни многие любители прикладного творчества решают обучиться какому-нибудь ремеслу, чтобы разнообразить свой досуг.

А кто-то даже решается так зарабатывать себе на жизнь, ведь спрос на прекрасное никогда не проходит. Одним из несложных промыслов в освоении является петриковская роспись.

Мастер-классы этого творчества столь популярны, что обучиться сможет практически любой, способный держать кисточку в своих руках.

С чего начать, могут спросить новички в художественном деле. Само собой, что без красок и кисточек вряд ли что получится, поэтому первым делом приобретают всё самое необходимое. Для росписи будут нужны:

  1. Бумага. Желательно, хороший, плотный ватман белого цвета;
  2. Краски гуашь. Лучше всего художественные краски, мелкотёртые. Плакатная гуашь годится для тренировок, но не для серьёзной работы;
  3. Клей ПВА. Клей нужен для разведения красок, пропорция — одна порция клея на две порции краски;
  4. Кисти. Мягкие беличьи или коланковые кисти начальных размеров. От качества кистей во многом зависит насколько успешным будет обучение. Хорошая кисть легко смачивается, держит в себе воду и при намокании имеет острый кончик. Важно, чтобы ворсинки не топорщились в разные стороны!

Кроме всего этого, понадобится простой карандаш на первое время. Ещё обычно сразу готовят для петриковской росписи шаблоны основных элементов, чтобы быстрее научиться их рисовать.

Пошаговые инструкции

Начинают обучение с простых элементов — это зёрнышко и ягодка. Причём второй элемент освоить намного проще, ведь он рисуется без кисточки. Краску набирают на палец и делают ягодку на листе так, чтобы не остался отпечаток пальца.

Зёрнышко рисуется кистью. Набрав краску на кисть, её прижимают в месте будущего зёрнышка и плавно поднимая, ведут вниз. Выполняя это упражнение много раз, добиваются однообразия в исполнении элемента.

Освоив основные узоры, переходят к более сложным элементам. Только получив основные навыки в рисовании простых узоров, приступают к рисованию несложных орнаментов. Ниже приведена инструкция, как пошагово нарисовать классический осенний орнамент:

  1. Первым делом разводят зелёную краску на палитре и рисуют тонкую волнистую линию. Это классическое построение композиции петриковской росписи, называется оно бегунок.
  2. Далее размечают расположение цветов и ягод вдоль нарисованной волны. Для этого рисуют короткие зелёные веточки вдоль сгибов основной ветви.
  3. Разводят красную краску и делают указательным пальцем грозди калины.
  4. Синей краской делают отдельные ягодки, чередуя их с гроздями красной калины.
  5. После этого рисуют листочки. Для начала выбирают одну из понравившихся форм этого элемента, потом разводят краску нужного цвета и нужный оттенок для переходного мазка. Размечают карандашом место для будущего листочка или рисуют сразу, если уверены в своём мастерстве.
  6. Выбирают место для цветка. Определяются с его формой и цветом. Разводят краску и рисуют основной узор на выбранном участке.
  7. В заключение можно заполнить пустые места отдельными листочками, ягодками или зёрнышками, чтобы композиция приобрела цельный вид.

Мастер-класс по росписи пряников глазурью

Следуя этой несложной схеме, можно создать любую композицию. Осенняя пора — не единственный источник вдохновения для мастеров живописной росписи. Любой человек может попробовать воплотить в этой технике собственные идеи и замыслы. Для этого только надо решиться взяться за кисть и краски.

Петриковская роспись для начинающих: примеры, рисунки

Изобразительное искусство в наше время не теряет своей популярности, причем вопреки тому, что технический прогресс заменяет многие традиционные формы человеческой деятельности.

Более того, сейчас возрождается множество форм творчества, к которым еще несколько лет назад интерес был не столь очевидным. Роспись петриковская – это сфера деятельности, привлекающая многих людей.

В чем же секрет такой популярности? Конечно же, в обилии тех вещей, которые украшают при помощи этой техники.

Роспись петриковская: сфера применения

Те знания и умения, которые человек получает, постигая данную технику, он имеет возможность применить в:

  • раскрашивании писанок;
  • оформлении графинов;
  • расписывании стен;
  • украшении шкатулок и другой домашней утвари.

Азы петриковской росписи

Чтобы постичь любую художественную технику, необходимо начинать с самых азов. Именно потому не стоит сразу браться за сложные элементы.

Для этого вида изобразительного искусства характерна определенная системность, которая предусматривает вырисовывание сложных вещей из более простых компонентов. Комбинирование таких составляющих иным способом уже будет означать изменение орнамента.

Для тех, кого интересует петриковская роспись, мастер-класс по выполнению ее простейших элементов будет очень полезным.

Элемент «Зернышко»

Приступая к постижению петриковской росписи, переходим к самому простому элементу, который называется «зернышко».

Рисуем вертикальную линию при помощи карандаша, а затем наносим кисточкой мазки, придавая ей форму настоящего хлебного злака. При этом усик очерченного элемента должен быть перпендикулярным нанесенной полоске. Корпусом необходимо нажимать во время процесса так, чтобы мазок приобретал форму водяной капли.

Вопреки кажущейся простоте элемента, он требует к себе особого внимания, так как многие узоры и сюжеты в дальнейшем, возможно, будут изображаться именно с его помощью.

«Зернышко» используется в создании цветов, листочков и многих других завершенных композиционных составляющих.

Именно поэтому петриковская роспись для начинающих, которая обучает этому и другим простым элементам, имеет столь важное значение.

Элемент «Изогнутое зернышко»

Это тоже простой элемент. Однако к его выполнению следует приступать только тогда, когда приобретены навыки по изображению простого зернышка. Для того чтобы прорисовать этот фрагмент, опустите на белый лист кончик кисточки по вертикальной линии.

Бутон из изогнутых зернышек

Два мазка изогнутого зернышка образуют бутон цветка в полураскрытом виде. Чтобы его изобразить, необходимо расположить мазки так, дабы их усики подтягивались друг к другу с одной точки. При этом они должны соединяться округлыми частями.

Когда первый цветок прорисован, следует тренироваться в группировке этих элементов. К примеру, располагаем их так, чтобы они были друг от друга на одинаковом расстоянии, а усики обращаем в противоположные стороны. Затем необходимо «бутоны» объединить в группы, состоящие из трех элементов и развернутые в различные направления.

Рисуем зубчатые листочки из зернышек

Мазки хлебных злаков разносторонней направленности при правильном расположении образуют интереснейшие листья различных модификаций. К примеру, немного удлинив форму традиционного элемента «семя», можно получить зубчатый листочек. Для этого слои необходимо делать направляя их в сторону середины альбомного листа. Прорисовываются они при помощи «пятки» кисточки.

Когда идет речь о таком понятии, как петриковская роспись для детей, стоит иметь в виду, что перечисленные элементы отлично подойдут для их тренировки.

Однако ребенка с самого начала нужно ориентировать на то, что все составляющие, из которых будет состоять этот компонент сюжета, должны быть одинаковыми по размеру и форме. Иначе первоначальную творческую задумку будет реализовать очень трудно.

Учитывая то, что роспись петриковская – это в первую очередь удачное комбинирование четко прорисованных похожих или подобных элементов.

Немного из истории петриковской росписи

Ни одно явление невозможно рассматривать вне того исторического контекста, в котором оно возникло. Если говорить о петриковской росписи, то необходимо отметить то, что этот художественный промысел появился впервые в Украине (а именно в селе Петриковка, которое находится в Днепропетровской области).

В начала ХХ века роспись петриковская развивается как разновидность настенной живописи. Ею декорировали предметы быта самого различного назначения – и одежду, и домашнюю утварь, и аксессуары.

Название художественного промысла связано с жителями населенного пункта Петриковка, организовавшими в начале ХХ века в селе школу, которая обучала декоративному рисованию.

Центр «Петриковка» сейчас

В свое время в населенном пункте работала фабрика со штатом в более девяносто рабочих, в которой функционировало два цеха. При ней был создан музей, который знакомил всех желающих с петриковской росписью. Однако уже десятилетия завод не функционирует.

Наверное, у многих эта информация вызывает логичный вопрос о том, остановилось ли развитие промысла в Петриковке на коммерческом уровне после его закрытия. Спешим сообщить положительное известие: теперь в селе создан специальный центр, знакомящий людей с народным творчеством.

Называется он «Петриковка» и имеет штат из четырех десятков мастеров.

При этом множество ремесленников из Петриковки, для которых владение описываемой технологией является традиционным делом, реализовывают свои изделия в художественных салонах не только Украины, но и далеко за пределами своей страны. Сам промысел стал в наше время столь активно возрождаться, что его используют на мастер-классах, фестивалях народного искусства и т.п. Помимо этого, технике даже обучают в арт-студиях.

1 Перший урок з петриківського розпису ��️

Из прошлого в современность

Говоря о том, какие учреждения в Петриковке занимаются популяризацией росписи, нужно отметить художественную школу для детей им. Паты, а также районный музей этнографии, быта и народно-прикладного искусства.

Желаете приобрести навыки выполнения петриковской росписи? Тогда начинайте с зернышек и их комбинирования в цветочки и листочки. И успехи не заставят долго ждать себя. А изучение истории росписи и работ других мастеров позволит еще более углубить свои знания.

Петриковская роспись для начинающих: рисунки и трафареты с видео

В данной статье предоставлены некоторые моменты рисования петриковской росписью для начинающих. Рисунки с данной росписью пользуются популярностью в наше время для украшения интерьера и предметов.

Петриковская роспись получила свое название от места, в котором зародилась — в селе Петриковка, что ныне находится на территории современной Днепропетровщины. Это художественное ремесло берет свое начало в конце 18 века, с росписи белых хат-мазанок тех времен. Первое заселение было образовано в 1772 году полтавским казаком Петром Калнышевским. А традиции расписывать белые стены хат была ежегодной и обязательной. Связано это конечно с тем, что краски изготавливали из растительных красителей в смеси с яичным желтком, что делали рисунки не долговечными.

Петриковская традиция рисования стала наследием украинского творчества и включена в список Юнеско, а в 2022 году была выпущена юбилейная монета номиналом 5 гривен, стилизованную под фрагмент петриковской росписи.

Основы нанесения узора

Петриковская роспись стала национальным достоянием украинцев и включена в программу изучения искусства в художественных школах для детей.

Основными элементами разрисовки изначально являлись растительные фрагменты, изображающие полевые цветы, зерна и колосья, как символы народного украинского хозяйства. Цвета используются самые разнообразные и картинки получаются очень яркими и пестрыми, листья и лепестки цветов могут иметь переход от одного цвета к другому. Так один цветок может сочетать оранжевый, красный, желтый и даже коричневые цвета.

Роспись довольно свободна в добавлениях рисунков, но можно выделить некоторые устоявшиеся шаблоны отдельных деталей. Как рисовать их, представлены примеры на фото ниже:

Каждый мастер рисует свои картины, придерживаясь лишь стиля и техники, поэтому некоторые работы становятся авторскими, а имена авторов известными. Картины являются примером и достоянием и детально изучаются на уроках.

С чего начать

Проведем небольшой мастер-класс по рисованию элементов петриковской росписи, по трафаретам можно сделать любой узор.

Петриковская роспись мастеров часть 1

Краски использовать можно гуашевые с добавлением пва, акриловые и другие. Кисти используют из мягкой шерсти, например, самодельные кисти из кошачьей шерсти, как это делали предки.

Первую работу попробуйте на бумаге. Наведите карандашом схематический контур и отметьте в нем центр. Кистью №3 делаем мазки от контура к центру.

Некоторые детали рисуют пальцами или специальными тампонами, например, гроздья винограда, калины, рябины.

Попробуйте прием перехода краски, на кисточку нанести основной цвет и на самый кончик другой цвет, например оранжевый и красный, желтый и зеленый.

Дополните рисунки тонкими линиями и точками желтой краски. Нарисуйте композицию трав и цветов, используя большие и маленькие изображения цветов, травы, колосьев по схемам.

Петриковка. Какими красками рисовать?))) Петриковская роспись для начинающих.

Кроме флоры, в роспись включают красочных птиц, выполненных в той же манере пестрой раскраски. Примечательно, как смело сочетаются между собой многие цвета и оттенки. Не только основные красные, желтые, зеленые, синие, но и полученные путем смешения красок фиолетовые, розовые, оранжевые, коричневые цвета.

Применение творчества

Петриковская роспись — это в первую очередь художественное ремесло, не имеющие четких правил, не ограничено в выборе композиции и расположении рисунка. На данном этапе истории она используется в росписи предметов обихода, посуды и предметов интерьера, для узоров краски подходят любые, также можно играть фоном, так как разрисовка имеет вольный стиль, поэтому наносить узоры можно на разнообразные предметы обихода.

Украинская декоративная роспись характерна своим творческим подходом к работе и отмечает, насколько богато воображение и мастерство художников. Это исходит от обычаев жителей старинных украинских сел по-особенному украшать свою «оселю». Хаты-мазанки приходилось белить ежегодно, так как погодные условия смывали и побелку, и разрисовки.

Петриковская роспись. Мастер-класс для начинающих

Петриковская роспись — это не только ярко, солнечно и красиво, но еще и очень модно. Этнические мотивы ныне чрезвычайно популярны в декоре всевозможных предметов быта и одежды. Так что если хочешь идти в ногу со временем, без владения техникой уникальной росписи украинского села Петриковка не обойтись.

Петриковская роспись в современном дизайне

Ты даже не представляешь, насколько популярной стала петриковская роспись. Этот уникальный украинский орнамент активно используют в архитектуре и дизайне. Если когда-то петриковскую роспись можно было увидеть только на стенах сельских домов или на печи, то сегодня она стала необычным украшением в интерьере современных квартир, кафе и ресторанов.

Петриковская роспись для начинающих

А еще живописными элементами флоры и фауны модно украшать различные предметы, одежду и даже автомобили.

Если Ты внимательно рассмотришь петриковскую роспись, то заметишь, что в ней нет никаких наслоений и переплетов. Ни один цветок или листочек не заслоняет друг друга – они расположены рядом. Красочная петриковская роспись не знает смешивания цветов, и это придает рисункам деликатность и изысканность.

Правила и элементы петриковской росписи

Сегодня я покажу Тебе, как рисовать петриковскую роспись пошагово. Для того, чтобы овладеть техникой «петриковка», нужно знать несколько основных правил.

  • Для выполнения петриковской росписи возьми плотную бумагу или ватман.
  • Если Ты еще не совсем уверенный в себе художник, не выполняй рисунок сразу с помощью краски. Сначала легонько наведи карандашом контуры будущего рисунка.
  • Используй для рисования гуашь, разведенную с клеем ПВА (1 капля ПВА на 10 капель краски).
  • Рисуй пальчиком! Ягодки без отпечатков выглядят ненастоящими. Точечки можно делать и ушными палочками.
  • Держи кисточку под углом примерно 80° к бумаге.
  • Научись аккуратно и четко выполнять основные элементы петриковской росписи.
  • Размещай все элементы петриковской росписи на одинаковом расстоянии.
  • Экспериментируй с цветами!
  • Рисуй ежедневно и совершенствуй свою технику.

Теперь внимательно рассмотри основные элементы петриковской росписи:

Техника рисования бегунка

Одним из элементов петриковской росписи является так же бегунок — цветы, листья и ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Бегунком можно оформить любой предмет — от кувшина и до избы. Как убеждают мастера петриковской росписи, это один из главных оберегов, обозначающий непрерывность семейного счастья, бесконечность любви и благополучия в доме.

Начинаем рисовать бегунок.

1. Разведи на палитре зеленую краску до состояния жидкой сметаны. Легким движением руки проведи волнистую линию.

2. Простым карандашом или же сразу зеленой краской обозначь расположение цветков, ягод и листиков на «волне».

3. А сейчас принимайся рисовать ягодки. Разведи красную краску и опусти в нее подушечку указательного пальца. Осторожно прижми палец к бумажному листу. Молодец! Принимайся за другие ягодки. Если все сделаешь правильно, гроздья получатся аккуратными и красивыми.

4. Теперь, применяя ту же методику, кое-где нарисуй синие ягодки.

5. Особое внимание удели листочкам. Разведи зеленую краску и четко прорисуй каждый лист, используя переходные мазки. Что это такое? Объясняю: чтобы листочек имел оттенки оранжевого, желтого и других цветов, сначала хорошенько обмакни кисть в зеленую краску, а потом коснись кончиком кисти краски другого цвета. Можно наносить рисунок.

Все сделал? Отлично! Продолжаем урок петриковской росписи.

6. Пришло время изобразить цветы. Обмакни кисть в желтую краску, а затем слегка — в красную. Нарисуй цветок той формы, которую хочешь видеть на бегунке.

Вот, собственно, и все! Теперь изобразить петриковскую роспись для Тебя не составит особого труда. Осталось лишь найти походящий предмет или стену, чтобы отточить полученные навыки.

Мастер-класс по петриковской росписи для начинающих

Стремление украсить среду обитания всегда было свойственно человеку. С древних времён люди стремились сделать свою жизнь красивее и лучше. Так, по всему миру появлялись многочисленные центры народных художественных промыслов. В небольшом украинском селе родился один из таких центров — петриковская роспись. Сегодня это всемирно известный промысел, который очаровывает любителей прекрасного своими яркими узорами и орнаментами.

История возникновения

Появления этого промысла связано с селом Петриковка в Днепропетровской области Украины. Сегодня вряд ли кто вспомнит имя первого мастера, который решился разукрасить свой дом или печь. Предметы быта и жилые сооружения были первыми объектами для творчества начинающих умельцев.

Со временем украшать свои дома и утварь стали почти все жители села, и это привело к зарождению одного из известнейших в наши дни центров народного творчества. Специализированная художественная школа и краеведческий музей способствуют сохранению традиций, накоплению опыта старых и новых мастеров прекрасной росписи.

По-прежнему петриковская роспись по дереву стоит в одном ряду с палехом и хохломой. Но современные условия нашли этому виду искусства и более широкое применение. Так, сегодня орнаменты и цвета петриковцев активно используют в оформлении одежды и тканей. Ещё одним новым направлением стало использование петриковских узоров в маникюрном бизнесе. Яркие узоры на ногтях пользуются огромной популярностью у современных красавиц.

Основные элементы

Изучение многочисленных орнаментов и узоров петриковских мастеров сразу выявляет ряд характерных черт для всех творений этого направления. Все орнаменты в основном построены про одному принципу: волнистая линия, вдоль которой расположены другие элементы. Растительные орнаменты преобладают в петриковской росписи, но петух и человек тоже представлены в работах многих мастеров.

Однако есть классические элементы, на которых строится вся композиция и почти все элементы и рисунки. Вот их список:

    Зёрнышко — самый простой и, по сути, основной элемент;
  • Скошенное зёрнышко — усложнённый вариант предыдущего элемента;
  • Ягодка — ещё один очень простой элемент, который используется почти во всех композициях;
  • Звоночек — цветок колокольчика, обычно с тремя лепестками, но может быть их и больше;
  • Бутон — разные формы бутонов цветов, один из самых востребованных элементов;
  • Клубничка — название говорит само за себя, элементу придаётся форма ягоды клубники;
  • Листок — тоже очень популярный узор в виде листочка с многочисленными треугольными краями. Могут быть самой замысловатой формы и размера;
  • Листок клубники — опять же название говорит само за себя;
  • Подсолнух, цветок вишни и василёк — элементы похожие на цветы, названия которых они носят;
  • Луковка — без этого нехитрого узора немыслима петриковская роспись, присутствует почти во всех композициях.

Кроме основных элементов, существует много других, созданных в основном из вышеперечисленных. Например:

    Колоски разной конфигурации, этот простой узор делается из классических зёрнышек, равномерно расставленных вдоль линии;
  • Ромашка — в этом случае зёрнышки расставляются острой частью к единому центру;
  • Перистый листок — узор получается с помощью скошенных зёрнышек разной величины. Имеет много модификаций и форм.
  • Калина — с помощью ягодок имитируется гроздь калины. Ярко-красные ягодки соединяются линиями того же цвета.

В этом промысле применяют яркие краски основных цветов. Смешивают краски очень редко, чаще всего только для того, чтобы сделать более светлый или более тёмный оттенок выбранного цвета.

Наиболее популярен у опытных мастеров переходный мазок — это когда на кисть набирается основной цвет, а её кончик макают в другую краску или оттенок. После мазка такой кистью получается удивительно красивый переход от одного цвета к другому. В этой технике можно выполнять любой элемент петриковской росписи. Для начинающих лучше всего начинать обучение с одним цветом, а потом осваивать переходный мазок.

Обучение мастерству

В наши дни многие любители прикладного творчества решают обучиться какому-нибудь ремеслу, чтобы разнообразить свой досуг. А кто-то даже решается так зарабатывать себе на жизнь, ведь спрос на прекрасное никогда не проходит. Одним из несложных промыслов в освоении является петриковская роспись. Мастер-классы этого творчества столь популярны, что обучиться сможет практически любой, способный держать кисточку в своих руках.

Необходимые материалы и инструменты

С чего начать, могут спросить новички в художественном деле. Само собой, что без красок и кисточек вряд ли что получится, поэтому первым делом приобретают всё самое необходимое. Для росписи будут нужны:

    Бумага. Желательно, хороший, плотный ватман белого цвета;
  1. Краски гуашь. Лучше всего художественные краски, мелкотёртые. Плакатная гуашь годится для тренировок, но не для серьёзной работы;
  2. Клей ПВА. Клей нужен для разведения красок, пропорция — одна порция клея на две порции краски;
  3. Кисти. Мягкие беличьи или коланковые кисти начальных размеров. От качества кистей во многом зависит насколько успешным будет обучение. Хорошая кисть легко смачивается, держит в себе воду и при намокании имеет острый кончик. Важно, чтобы ворсинки не топорщились в разные стороны!

Кроме всего этого, понадобится простой карандаш на первое время. Ещё обычно сразу готовят для петриковской росписи шаблоны основных элементов, чтобы быстрее научиться их рисовать.

Пошаговые инструкции

Начинают обучение с простых элементов — это зёрнышко и ягодка. Причём второй элемент освоить намного проще, ведь он рисуется без кисточки. Краску набирают на палец и делают ягодку на листе так, чтобы не остался отпечаток пальца.

Зёрнышко рисуется кистью. Набрав краску на кисть, её прижимают в месте будущего зёрнышка и плавно поднимая, ведут вниз. Выполняя это упражнение много раз, добиваются однообразия в исполнении элемента.

Освоив основные узоры, переходят к более сложным элементам. Только получив основные навыки в рисовании простых узоров, приступают к рисованию несложных орнаментов. Ниже приведена инструкция, как пошагово нарисовать классический осенний орнамент:

    Первым делом разводят зелёную краску на палитре и рисуют тонкую волнистую линию. Это классическое построение композиции петриковской росписи, называется оно бегунок.
  1. Далее размечают расположение цветов и ягод вдоль нарисованной волны. Для этого рисуют короткие зелёные веточки вдоль сгибов основной ветви.
  2. Разводят красную краску и делают указательным пальцем грозди калины.
  3. Синей краской делают отдельные ягодки, чередуя их с гроздями красной калины.
  4. После этого рисуют листочки. Для начала выбирают одну из понравившихся форм этого элемента, потом разводят краску нужного цвета и нужный оттенок для переходного мазка. Размечают карандашом место для будущего листочка или рисуют сразу, если уверены в своём мастерстве.
  5. Выбирают место для цветка. Определяются с его формой и цветом. Разводят краску и рисуют основной узор на выбранном участке.
  6. В заключение можно заполнить пустые места отдельными листочками, ягодками или зёрнышками, чтобы композиция приобрела цельный вид.

Следуя этой несложной схеме, можно создать любую композицию. Осенняя пора — не единственный источник вдохновения для мастеров живописной росписи. Любой человек может попробовать воплотить в этой технике собственные идеи и замыслы. Для этого только надо решиться взяться за кисть и краски.

Учебно-методическое пособие. Петриковская роспись

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. < Рисунок 1 >

Урок 2. Петриковская роспись(переходной мазок)

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки. < Рисунок 2 >

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант — зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки. < Рисунок 3 >

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти. < Рисунок 4 >

Петриковская роспись. Переходной мазок(ч.2)

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам. < Рисунок 5 >

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

“Бегунками” — их так же называют “дорожками” или “фризами” — оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). < Рисунок 6 >

Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.

Роспись на дереве.

Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту процедуру ещё 2 раза.

На подготовленную таким образом поверхность можно наносить задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают лаком.

Карандашные схемы. Видео.

Композиции петриковской росписи условно можно разделить на группы. «Цветок», «букет», «ветка», «дерево», «ленточный узор»,»сюжет». Простые, такие, как например, «цветок» можно рисовать без предварительной схемы, а посложнее уже нужно прорисовать карандашом.

Работа соской и пипеткой. Калина. Цветочки. Видео.

Соской и пипеткой петриковские мастера чаще всего рисуют калину или другие ягодки. Чтобы ягодка получилась с каймой по краю и просветом внутри, обязательно в краску нужно добавить пару капель яичной эмульсии( 1 желток+ 0,5 чайной ложки уксуса). А резиновый инструмент прижимать к бумаге с силой и до упора. Объема можно добиться, если ягоды сделать красной краской разных оттенков. Читать далее →

Техника работы кистью из кошачьей шерсти.

Видео : работа кистью из кошачьей шерсти. Веточки, ажурные листья.

В данном примере ветки собраны в единую композицию. Но при росписи эти элементы дополняют основную композицию, завершают её. Читать далее →

Техника работы беличьей кистью. Переходный мазок.

В петриковской росписи часто встречается эффект плавного перехода одного насыщенного цвета в более светлый или более тёмный. Это достигается переходным мазком.

Техника выполнения.

Для переходного мазка чаще всего используется беличья кисть № 3 или № 2(для более мелких деталей). На кисточку набираем яркую краску , например, красную, потом на кончик – более светлую, например, жёлтую или белую. Читать далее →

Техника петриковской росписи кисточкой из кошачьей шерсти. Упражнения. Простые элементы.

Желающим освоить азы петриковской росписи предлагаем уроки, а также общение: вопросы – ответы и поддержку.

Кисточка из кошачьей шерсти оставляет след на бумаге, который в петриковке назван «зернятко», потому как похож на зёрнышко, капельку.

Из таких зёрнышек составляют цветы, листья, ажурное дополнение работ.

Поэтому очень важно научиться исполнять эти «зернятка» прямо, под наклоном, с изгибом, на убывание, изгибая руку как влево так и вправо, не поворачивая лист бумаги. Читать далее →

Техника петриковской росписи кисточкой из кошачьей шерсти. Изготовление кисти.

Желающим освоить азы петриковской росписи предлагаем уроки, а также общение: вопросы – ответы и поддержку.

Кисточка из кошачьей шерсти.

Для росписи понадобится кисть из кошачьей шерсти. Петриковские мастера ещё с древних времён рисовали только такими кистями. И не зря. Эта кисточка очень мягкая, хорошо набирает краску и поддаётся любому движению руки, выводя тонкие линии, ажурные узоры. Без неё не обойтись никак. А сюжетные, пейзажные работы без неё не исполнить. А сделать её придётся самим. На занятиях курсовых первую кисточку из кошачьей шерсти делает преподаватель. Ну а интернетовские ученики учатся по рисункам. Читать далее →