ПИЛОТКА ВОЕННАЯ СОЛДАТСКАЯ

Оглавление:

Как сшить пилотку своими руками: военную к 9 мая, пионерскую, выкройка

Главный критерий для подбора – плотность материи. Мягкий, струящийся материал не даст чётких лаконичных складок, которые присущи любому фасону пилотки, поэтому их отметаем сразу.

Нам подойдут:

  • сукно;
  • плотны лён, хлопок;
  • фетр;
  • драп;
  • замша.

Необходимые инструменты:

  • швейная машина;
  • ножницы;
  • измерительная лента;
  • мел.

Кроме того, понадобится клеевая прокладка.

Справка! Головной убор, представляет собой слегка сплюснутую шапочку, она входила в обмундирование личного состава вооружённых сил разных стран. На данный момент, часть униформы стюардесс многих авиакомпаний, шеф-поваров ресторанов. Головной убор некоторых детских организаций.

Выкройка пилотки военной к 9 Мая для ребенка и взрослого своими руками

Сначала приготовьте несколько листов формата А4. Если есть возможность, то лучше распечатайте выкройку на принтере. Если такой возможности нет, тогда просто начертите ее на листах и вырежьте.

Также вам понадобятся такие материалы:

  • Отрез материала цвета «хаки»
  • Ножницы
  • Иголки, булавки и нитки в тон материала

Вот выкройка с реальными размерами для ребенка. Если вы будете шить пилотку для взрослого, тогда сделайте припуск в 1-15 см для швов, иначе она будет вам мала.

Выкройка пилотки военной Выкройка пилотки военной

Вырежьте каждую деталь из бумаги, а потом нужно перенести выкройку на ткань. Для этого расстелите ткань на столе и приколите выкройку к материалу булавками. Вырежьте снова детали, но у же из ткани.

Помните: Если пилотка предназначена для взрослого, то добавьте еще 1-1,5 см с каждой стороны на швы и для добавления размера, иначе головной убор будет мал. Эта выкройка пилотки для ребенка 5-15 лет.

Важно: Количество деталей, которые должны получиться из ткани, указано на каждом отдельном бумажном элементе пилотки. В итоге у вас должно получиться 7 заготовок из ткани.

Изнанку пометьте заранее на каждой детали, чтобы в процессе работы не перепутать. Сделать это можно при помощи мела.

Пометьте изнаночную сторону на деталях будущей пилотки военной

Теперь приступайте к пошиву. Ниже описана подробная инструкция выполнения работы.

Как сшить пилотку военную к 9 Мая для ребенка и взрослого своими руками: мастер-класс

Итак, у вас уже готовы вырезанные детали из ткани. Теперь выполните следующее:

  • Сколите булавкой детали №2 и №3 точно посередине. Лицевая сторона одной детали должна быть повернута к лицу другой детали, то есть сшивать мы будем по изнанке.
  • Теперь сколите булавками по периметру деталей, чтобы было легче сшивать.
  • Затем прострочите края с обеих сторон. По центру третьей детали сделайте шов, прострачивая с изнанки и отступая не более 1 мм. Это необходимо для того, чтобы верх пилотки был на месте и не выставлялся наружу. Изнанка первых сшитых деталей будет выглядеть так:
  • Выверните сшитые детали на лицевую сторону и посмотрите что получилось.
  • Снова выверните пилотку наизнанку и прострочите боковые швы. Выверните полученную заготовку на лицевую сторону. Также хорошо прогладьте все верхние швы на лицевой стороне. Вот что должно получиться.
  • У нас остались 4 детали №1, которые мы выкраивали самыми первыми. Сложите 2 из них лицевой стороной к лицу, и прошейте по бокам.
  • Другие две детали также сшейте, а швы у полученных заготовок разгладьте, раздвинув в разные стороны.
  • На следующем шаге вставьте эти две полученные заготовки друг в друга. Лицевая сторона должна быть внутри.
  • После этого прошейте по верху по кругу. Должна уже получаться наружная часть пилотки. Выверните прошитые детали на лицевую сторону.
  • Хорошенько прогладьте швы горячим утюгом и прошейте верх отделочной строчкой. Еще одна деталь пилотки готова.

Пилотка своими руками. Мастер-класс.

  • Выверните верх пилотки наизнанку и вложите ее внутрь нижней детали. Скрепите обе части булавками и прошейте по нижнему краю.
  • Когда будете выворачивать налицо, шов должен остаться внутри отворота. Если у вас получилось по-другому, значит, вы неправильно сложили. Вернитесь на один шаг и проверьте, в чем была допущена ошибка.
  • Несмотря на то, что шов будет внутри, его все равно нужно обметать вручную или на машинке.
  • Чтобы изнаночная сторона не мешалась при ношении, не создавала дискомфорт, не выпирала наружу, закрепите ее при помощи строчки.
  • Осталось отрезать все лишние нитки, которые могут торчать, а также отгладить пилотку, и можно ее надевать.

Получилось изделие, которое не отличить от фабричного. Пилотка будет красиво и аккуратно смотреться на голове ребенка или взрослого человека. Сшейте ее самостоятельно и отправляйтесь на парад Победы — 9 Мая.

Инструкция по пошиву в зависимости от модели

Чаще всего для тематических вечеринок, школьных выступлений и праздничных костюмов шьют пилотки солдат. Не менее востребованы головные уборы стюардесс, пионеров и моряков. Все изделия шьем по инструкции в соответствии с выбранным образом.

Пионерская пилотка

Такие уборы наряду с яркими красными галстуками раньше могли носить пионеры. Удобная узкая пилотка дополняла образ советского школьника.

  • яркий сатин;
  • швейные принадлежности;
  • сантиметровая лента;
  • нитки.
  1. Лентой внимательно измерьте фактическую окружность голову, затем определите глубину пилотки. Нарисуйте или распечатайте готовой прямоугольную заготовку.
  2. Готовую выкройку плотнее приколите иголками к сатину, обведите края, заодно учитывая припуски. Вручную сметайте детали, скорректировав размеры. Закончив, прошейте все швы машинкой, а края обработайте дополнительно оверлоком или специальным зигзагообразным швом.
  3. Аккуратно подшейте подгиб.
  4. Для большей плотности можно сшить подкладку из той-же ткани или из белой. Тогда подгиб не нужен, подкладка пришивается по открытому срезу изнанкой внутрь.
  5. Для красоты пилотку можно украсить звездочкой или сделать вышивку. Не портит прическу, смотрится элегантно.

Солдатская пилотка к 9 Мая

Главная пилотка — к Дню Победы.

Выкройку строим, исходя из обхвата головы:

  • № 1 – околышек – 4 шт.;
  • № 2 – основная деталь – 2 шт.;
  • № 3 – донышко – 1 шт.

Ход работы:

  • После раскроя помечаем изнаночную сторону на каждой детали, так будет удобнее.
  • Соединяем при помощи иглы вторую и третью заготовки посередине. Лицевая сторона к лицевой.
  • Прострачиваем, кроме того, прокладываем строчку по центру донышка.
  • Прострачиваем боковые швы.

солдатская пилотка

  • Выворачиваем на лицевую сторону.
  • Отпариваем через проутюжник.
  • Первые детали, их у нас четыре, складываем попарно, сшиваем боковинки.
  • Разутюживаем.
  • Выворачиваем.
  • Вставляем одну из них внутрь другой, лицом к лицу.
  • Прошиваем по верхнему срезу.
  • Выворачиваем.
  • Прокладываем строчку на лицевой стороне.
  • Выворачиваем верхнюю заготовку, затем вкладываем внутрь нижней.
  • Скалываем.

выкройка пилотки военной

  • Прошиваем.
  • Обмётываем отворот.
  • Закрепляем шов на изнаночной стороне, внутри отворота.

Головной убор стюардессы

Отличительная черта – менее глубокая посадка. Шляпка должна лежать практически на макушке. Конструкция околыша такова, что передняя часть заужена, это позволяет убору кокетливо охватывать лоб.

  1. Создать схему. По выкройке пилотка стюардессы похожа на солдатскую, но имеет и отличия в количестве и размерах деталей. Заготовок околыша (как и основы) понадобится две штуки, плюс одна деталь донышка. На обхват головы в 52 см нужны размеры основы 21 х 8 см с отступами в верхней части в 1,5 см с боков и верха. Околыш чуть длиннее и уже (26 х 6 см с угловым скосом в 1,5 х 1 см (с одной стороны). Донце представляет собой ровный овал с диаметрами в 6 и 22,5 см.
  2. Перенести выкройки и раскрой пилотки. При этом необходимо помнить о припусках.
  3. Далее нужно сшить основу с донышком верхним краем. Боковые пока не трогать.
  4. Околыш пришить нижним срезом к нижнему краю основы. Верх обтачать, затем сшить боковины деталей. Изделие вывернуть лицом наружу и прогладить.

Декор заключается в пришивании на готовые изделия контрастного цвета канта. Можно использовать значок пилота – серебристые крылышки. Как вариант – скачать значок Аэрофлота, распечатать на самоклеящейся бумаге и прикрепить сбоку. Созданная своими руками пилотка стюардессы завершит праздничный образ.

Выкройка

Выкроить детали

Пришить деталь С к двум деталям В

Сшить между собой детали А

Детали А пришить к центральной части

Вывернуть и отгладить

Бескозырка моряка

  1. Выкраивать детали можно одновременно с измерениями. Полоской бумаги в 5 см толщиной нужно обхватить голову ребенка, свернув кольцом. Пометить место скрепления, отрезать лишнюю длину. Выкройка околыша готова.
  2. Донце и тулью выкроить из дублерина, пользуясь размерами. Внутренний радиус окружности тульи равен длине получившегося околыша, поделенной надвое. Прибавив к найденной величине семь сантиметров, получаем внешний радиус. Донце выкроить сплошным кругом с величиной обхвата, равной внешнему радиусу тульи. Околыш взять двойной ширины (10 см).
  3. Дублерин в форме околыша приложить к габардину синего цвета, приклеить горячим утюгом. Обрезать лишние края с добавлением 1-1,5 см на припуск.
  4. Тулью и донце прикрепить утюгом к креп-сатину белого цвета, обрезать (с припуском).
  5. Все получившиеся детали хорошенько прогладить по сгибам (где они имеются) и прострочить.
  6. Далее все детали пришить с изнаночной стороны друг к другу – околыш к тулье, тулья к донцу.

Готовую бескозырку нужно вывернуть на лицевую сторону, отгладить. В качестве украшения использовать две ленты, пришиваемые сзади, а также аппликации в виде якоря на передней части тульи. Если нет готовой, рекомендуется сделать ее из подручных материалов (фетра, ткани). Можно также нашить контрастные слова («морской флот», «адмирал», шуточные названия кораблей).

Сделать выкройку

Вырезать детали из дублерина

На синий габардин приклеить дублерин и вырезать околыш

К креп-сатину приклеить верхнюю часть бескозырки и вырезать

Околыш свернуть пополам и отгладить

Соединить части головного убора

Прострочить по верхней окружности

Вывернуть

Сложить верхнюю часть и околыш, прострочить

Пришить ленты и аппликацию

Готовое изделие

Солдатская пилотка из ткани для детей с выкройками

Пошаговых инструкций пошива пилотки очень много. И некоторые из них довольно сложные, что нам не подходит. Решила поискать что-то более простое и понятное не только швеям, но и обычным родителям. Поэтому ниже расскажу подробно, как построить выкройку для ребенка и самостоятельно сшить головной убор.

Но перед началом работы нужно правильно выбрать материал. Ткань должна быть плотной и хорошо держать форму. Иначе придется делать подклад, чтобы придать убору жесткости.

Как быстро сшить военную пилотку. Простой способ как сшить пилотку к 9 мая своими руками+ Выкройка

Шаг 1. Для построения выкройки нам понадобится 2 мерки: это высота пилотки и обхват головы.

На фото видно, что по нашим замерам, горизонтальная линия равна половине обхвата головы и составляет 25 см.

Высоту решено сделать 10 см. Верх зауживаем и скругляем, отступая примерно 2,5 см с двух краев. В итоге верхняя часть у нас получилась 20 см.

От нее построим внутреннюю вкладку пилотки. Длина ее равна 21,5 см, ширина 7 см.

Далее на очереди выкройка верхней детали изделия. Ее сделаем чуть ниже. Высоту возьмем 8 см. Заужать с одного бока будем на 1,5 см. Вырезаем выкройки и переносим их на ткань. Добавим припуски.

Шаг 2. Выкроим детали: 4 заготовки внешней части пилотки, 2 внутренние, 1 деталь складки.

Шаг 3. Заранее отметим середины деталей, чтобы удобнее было прикладывать заготовки.

Внутреннюю вкладку вставляем между закругленными частями внутренних деталей лицевыми сторонами внутрь.

Скалываем булавками, фиксируя заготовку и делаем шов на машинке.

Верхние припуски подрезаем и делаем рассечку или отрезаем ножницами зигзаг. Это нужно, чтобы при выворачивании шов хорошо лег.

Шаг 4. Закладываем и фиксируем внутреннюю складку. Для этого внутреннюю деталь оттягиваем наверх, складываем пополам и соединяя швы скалываем булавкой.

Но так складка еще не держит форму.

Поэтому по самому краю прокладываем строчку 1 мм. Не обязательно ее прокладывать до конца.

Выворачиваем заготовку и заправляем складку внутрь. Для придания формы заготовку нужно заутюжить.

Вот, что получается после вшивания и заутюживания внутренней вкладки.

Шаг 5. Выворачиваем заготовку и с изнаночной стороны сшиваем боковые швы. Затем их нужно разутюжить. А припуски зафиксировать, отвернув их на внутреннюю деталь.

Шаг 6. Соединим две верхние детали по боковым швам на машинке. Разутюжим припуски.

Одну вывернем налицо, а вторую оставим на изнанке.

Соединим их по швам и зафиксируем булавками. Середины соединим.

пилотка солдатская ссср

Сшиваем по кругу по скругленному краю. Подрезаем припуски и делаем рассечки у швов.

Выворачиваем деталь и фиксируем припуск на одну сторону на машинке с лицевой стороны.

военная форма пилотка

Шаг 7. Берем деталь со вкладкой внутри, выворачиваем ее на изнаночную сторону и вставляем ее в получившуюся у нас переднюю деталь. Стыкуем по срезам и швам. Фиксируем по всей длине.

Прошиваем по нижней линии окружности.

Шаг 8. Выворачиваем пилотку на лицевую сторону. Подворачиваем боковую часть.

как выглядит пилотка военная

Остается только вставить звезду. Для этого мы проколим кончиками крепления звезды переднюю сторону изделия. Чтобы при носке она не мешала ребенку.

Ниже выкройка на больший объем головы.Также берется немного большая высота. Количество деталей видно на схеме.

Вы можете украшать изделие по своему желанию. К примеру сделать контрастные вставки и окантовку. Вышить или приклеить звезду. А также нанести надпись.

Для удобства привожу одно видео. В нем подробно описан каждый шаг пошива пилотки. Поэтому для начинающей мастерицы оно может оказаться полезным.

выкройка пилотки военной мастер класс

В видео использованы следующие размеры: большая деталь -по низу 28 см , по бокам 10 см, по центру 15 см. Маленькая деталь — по краям 2 см, по центру 4 ,5 см.

Или можете воспользоваться теми значениями, что были выше. Удачного вам творчества.

Военная пилотка из бумаги в технике оригами. Пошаговая инструкция

Начать стоит с бумажного варианта. Потому что совместное создание пилотки с папой или мамой поможет восполнить знания ребенка о Победе и наших советских героях. Это отличный повод поговорить о войне и важности памяти.

пилотка военная выкройка и пошив

Делать поделку лучше из плотного листа бумаги, чтобы она хорошо держала форму. Для реалистичности покрасить ее в цвет хаки, синий или бежевый.

Так как мастерить убор мы будем в технике оригами, то нам не нужны ни ножницы, ни клей. Только сам материал и наши ловкие пальчики.

Итак, далее нужно определиться с размером головы ребенка или взрослого. Поэтому привожу чудесную формулу, которая поможет вам сориентироваться. Измеряем обхват головы. Так как изделие состоит из двух сторон, то делим эту цифру пополам. Так у нас получится цифра полуобхвата головы. От этого значения и строится вся выкройка.

Если вам нужно сделать пилотку в качестве поделки, то опускаем формулу.

Далее нужно отмерить на листах бумаги нужные размеры ширины и высоты. Ведь для полноценного головного убора одного листа формата А4 будет не достаточно. Поэтому либо склеиваем несколько листов между собой, либо берем остатки обоев или ватман.

Окрашиваем нашу заготовку в нужный цвет и собираем убор по инструкции ниже.

Шаг 1. Сначала сложим лист пополам. Находим центр. И сгибаем уголки.

Шаг 2. Нижнюю часть нужно визуально разделить на половину и два раза подвернуть.

Шаг 3. Перевернем деталь на другую сторону и загнем края. Хорошо проведем пальчиками по сгибам. Тогда пилотка не развернется.

Шаг 4. Теперь также визуально делим оставшуюся сторону пополам. И подгибаем ее два раза.

Должно получиться так, как на фото. Хорошо зафиксируем сгибы.

Шаг 5. Далее нужно подвернуть свободную сторону под боковые края. Так мы зафиксируем сгиб и завершим самоделку.

Шаг 6. Шапочка еще не готова. Она хорошо держит форму и ее нужно примерить на голову. Если вас все устраивает, то придаем ей законченный вид.

Шаг 7. Далее Нужно верхнюю закругленную часть аккуратно вложить внутрь. Формируем складку. для этого пальчиками протолкнем верхушку внутрь. Пальчиками аккуратно выведем края.

При желании получившийся головной убор можно украсить звездой из самоклящейся бумаги, георгиевской лентой или надписью.

От того, какого цвета вы подберете бумагу, будет зависеть и принадлежность головного убора. Так цвет хаки более характерен для формы сухопутных войск. Синий для морского флота и ВВС.

Завершающие работы

Можно купить готовый значок в форме звезды или вырезать ее из красного материала и пришить. Подойдет вышивание звездочки красной нитью.

Пилотка стюардессы украшается фирменной эмблемой или логотипом авиационной компании. Этот тип головного убора можно преобразить, пришив косую бейку.

Придать завершенный вид пилотке пионера можно бубоном, ленточками или нанести эмблему отряда, которую можно нарисовать или вышить.

Новая пилотка будет выгодно отличаться на общем фоне и прослужит долгие годы.

История пилотки. Наследница фуражки и родственница бескозырки

Этот характерный головной убор стал таким же символом советского солдата времен Великой Отечественной войны, как буденовка – красноармейца времен Гражданской. В пилотках ходили рядовые и офицеры, летчики и танкисты, фронтовики и бойцы тыловых частей. Но мало кто догадывается, что пилотка – ближайший родственник бескозырки, а обе они – потомки… фуражки!

От «фуражирки» до «полетки»

О точном происхождении пилотки историки мундира спорят до сих пор. И понятно почему: головные уборы подобной формы встречаются во множестве стран, порой отделенных друг от друга тысячами километров. Но наиболее вероятно, что традиционная советская пилотка восходит все-таки к предку фуражки и бескозырки – так называемой фуражной шапке. Доказательством тому может служить такой факт: в польском языке одно из названий пилотки – «фуражирка».

Фуражные шапки – мягкие колпаки, верхняя часть которых свешивалась набок, – в русской армии ввел в 1797 году император Павел I. Полагались эти головные уборы поначалу только фуражирам, то есть нестроевым чинам, отвечавшим за заготовку корма и уход за армейскими лошадьми. Обеспечивать их традиционными в то время киверами или гренадерскими шапками никто не собирался, вот и ввели особую шапку, которая отличала фуражиров от других военных. По одной из версий, чтобы верхняя часть колпака не мешала во время работ, фуражиры начали складывать ее, опуская внутрь: получался головной убор с характерной для пилотки складкой.

Другой вопрос, что в России никаких похожих на пилотку головных уборов не встречается со времен павловской «фуражной шапки» и до 1913 года. Только накануне Первой мировой войны повелением императора Николая II пилотка – тогда она называлась «мягкой складной шапкой» – была введена в воздухоплавательных и авиационных частях. Собственно, отсюда и происходит ее название: в армии новый головной убор называли и «полеткой» (потому что надевать ее полагалось только в полете), и «пилоткой» (потому что носили ее пилоты); встречается в документах даже название «залетка», хотя оно и не было распространенным.

Впрочем, существуют и другие версии происхождения пилотки. В британской армии пилотки считаются наследниками шотландского головного убора «гленгарри», появившегося в армии в конце XIX века. На Балканах есть свой вариант похожего головного убора, который называется «шайкача» и напоминает пилотку с сильно раздвинутыми верхними краями. А, скажем, в Испании и Франции пилотки строго возводят к фуражным шапкам, доказательством чему служат кисточки, свисающие с переднего угла.

«Французская» пилотка русской армии

Если происхождение пилотки остается не до конца изученным, то ее история в русской и советской армии хорошо известна. После того как «мягкую складную шапку» ввели для воздухоплавателей и авиаторов, те быстро оценили ее преимущества. Хотя тогдашняя пилотка и шилась из сукна черного цвета, в ней было удобно ходить даже летом – удобнее, чем в фуражке. Если же головной убор требовалось снять, то не приходилось задумываться, куда его положить: в сложенном виде он легко помещался в карман форменных брюк. И хотя носить пилотки полагалось только вне строя, скажем, в полетах или в перерывах между ними, а также во время нахождения на аэродроме, русские летчики быстро завели моду носить пилотки и за пределами летного поля.

Как сделать пилотку из бумаги пошаговая инструкция. ОРИГАМИ ПИЛОТКА

Оценив удобство нового головного убора, пилотки решила завести и русская армия. Пехотинцы и артиллеристы получили ее как головной убор, надеваемый под стальной шлем, которые начали появляться в Русской императорской армии в 1916 году. Но поскольку армия так и не получила достаточного числа современных касок, то и число пилоток осталось незначительным: в основном их, как и шлемы, получали ударные части, созданные в 1917 году. Кстати, эти пилотки в армии называли «окопными», или «французскими» – так же, как и каски, представлявшие собой точную копию французской каски Адриана. Заимствованные вместе с ними мягкие складные шапки отличались от тех, которые получали летчики. Они были цвета хаки, боковые бортики у них были чуть ниже, а еще пилотка имела кожаные ремешки, в обычной обстановке носившиеся поверх нее, а когда нужно было надевать каску, опускавшиеся под подбородок.

Именно эти два вида пилоток и достались в наследство Красной и Белой армиям после Октябрьской революции. В РККА пилотки поначалу не прижились нигде, кроме как в авиации и на курсах красных командиров. Летчики донашивали черные пилотки, а курсанты – «французские» цвета хаки с подбородочными ремнями. Новые пилотки не шились, и удобный головной убор быстро исчез из употребления, дав дорогу уставной буденовке, прежде всего ее летним вариантам.

Возвращение пилотки

Пилотка вернулась в армию только в 1935 году, когда ее ввели для всего личного состава Красной армии в качестве головного убора, который надевается под каску и используется во время полевых работ. Причем поначалу пилотки имели заметные различия в зависимости от того, представители каких родов войск их носили. У летчиков они были синего цвета, у танкистов – стального, а всем остальным полагались цвета хаки, но с цветной выпушкой по краю бортиков и по низу головного убора, соответствовавшей цвету петлиц и обозначавшей конкретный род войск. Правда, такие «украшения» имели только пилотки командиров и начальствующего состава. У рядовых и сержантов пилотки были просто цвета хаки и без выпушки, кроме летчиков (синие с голубой выпушкой) и танкистов (стального цвета).

Как быстро сшить пилотку?

Все это цветное разнообразие довольно быстро закончилось. Вооруженные конфликты у озера Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939-м, а особенно Зимняя война 1939-40 годов показали, что для снабжения армии столь широкая номенклатура расцветок очень неудобна. И за четыре с половиной месяца до начала Великой Отечественной войны наркомат обороны издал секретный приказ, по которому всем родам и видам войск отныне полагались пилотки единого цвета хаки, без всяких выпушек. Причем у курсантов, рядовых и сержантского состава эти головные уборы становились и частью летней парадно-выходной формы, и рабочей полевой. Разница была только в материале: в первом случае пилотки шились из сукна, во втором — из хлопчатобумажной ткани.

В таких пилотках Красная армия и встретила начало Великой Отечественной войны. Впрочем, как это обычно и бывает, неразбериха, связанная со срочной мобилизацией и обмундированием миллионов человек, совпавшая со сменой формы всей армии, привела к удивительному разнообразию головных уборов у красноармейцев и командиров. Носили то, что успели получить: и старые пилотки с выпушками, и новые без нее. Летчики, особенно пришедшие в строевые части незадолго до войны, по-прежнему надевали синие пилотки, танкисты – стального цвета. Что говорить, если даже буденовки, официально выведенные из обращения в 1940 году, продолжали выдавать вплоть до 1944 (!) года.

Символ не армии, но Победы

Более-менее однообразным обмундирование Красной армии стало к середине войны, особенно после того, как с введением погон в 1943 году в очередной раз изменилась и форма. Примерно с этого времени пилотки как головные уборы младших офицеров начинают сменяться фуражками. Такое положение сохранится до 1988 года: «складные мягкие шапки» останутся атрибутом рядовых и сержантов, а также солдат сверхсрочной службы, пока очередная реформа не введет пилотку в качестве головного убора офицеров в повседневной летней строевой форме одежды. Кстати, тогда же на офицерских пилотках, чтобы отличать их от солдатских, появились цветные выпушки по родам войск – совсем как в 1935 году.

Правда, все это будет касаться только армии. На флоте офицерские пилотки с белыми кантами появятся гораздо раньше, в 1967 году. Они сменят береты, оказавшиеся не слишком удобными на борту кораблей, особенно если те уходили в боевые походы куда-нибудь ближе к экватору. Тогда, кстати, пилотка становилась из темно-синей светло-синей и получала козырек и подбородочный ремень.

После развала Советского Союза пилотки стали постепенно исчезать из арсенала новой российской армии. Сначала они изменили форму, став похожими больше на головные уборы солдат бывших противников по «холодной войне», чем на те, в которых Красная армия входила в Берлин. Потом их и вовсе сменили береты и кепи, и сегодня пилотка остается элементом форменной одежды военнослужащих-женщин или используется исключительно в жарком климате. И теперь пилотка уже не воспринимается как символ российской армии, но символом нашей Победы классическая советская солдатская пилотка останется уже навсегда.

Почему советские солдаты носили пилотки, хотя толку от них было мало?

В XX веке пилотка была едва ли не самым распространенным головным убором в армии. Использовали ее буквально по всему миру. Но массово пилотки носили на головах в первую очередь в советской Рабоче-крестьянской Красной Армии. Почему именно этому головному убору отдавалось такое предпочтение, если какой-либо практической пользы от него в службе все равно не было?

На момент появления Советского Союза, пилотка уже не являлась «молодым» головным убором для армейско-флотской среды. Появилась она еще в XIX столетии в странах Европы, развившись из матросских беретов. Первоначально пилотки носили только на флоте, однако с появлением боевой авиации в Первую мировую войну моду на лаконичный головной убор подхватили и в зарождающихся ВВС. В войска России пилотка попала еще до Революции в 1913 году. Полагалась она лишь некоторым морякам и летчикам. Уже после Гражданской войны головной убор пришел на смену буденовке, став основным средством покрытия головы для военнослужащих сухопутных и воздушных войск СССР.

Спросить, зачем советским (и не только) военным нужна была пилотка – это все равно, что спросить о том, зачем люди носят головные уборы в принципе. В первую очередь потому, что пилотка худо-бедно защищает голову от солнечных лучей. Во-вторых, она позволяет легче отличать солдат и офицеров, а также является еще одним местом крепления армейской атрибутики, что также играет далеко не последнюю роль. В-третьих, пилотка была простой в производстве, дешевой и при этом достаточно эффективной формой одежды при использовании ее в летний период в умеренных широтах страны.

Пилотка может показаться бесполезной, однако на самом деле это не так. Она действительно защищает голову от солнечного удара, ей можно быстро и легко вытереть пот с лица, она также работает в качестве скромного подшлемника при надевании каски на голову. Более того, в силу специфики своей швейной конструкции пилотка позволяла моментально надевать каску на голову, не снимая головного убора. В самом крайнем случае пилотку можно было быстро снять и пристегнуть под погон гимнастерки.

При многочисленных достоинствах были у армейской пилотки и свои недостатки.
Первый – это отсутствие козырька, что делало описываемый головной убор не очень-то удобным в солнечную погоду. Второй недостаток заключался в том, что пилотка не слишком хорошо держалась на голове и ее могло сорвать даже порывом ветра. Кроме того, в них было крайне сложно заниматься физическими упражнениями. По последним двум причинам еще в СССР от знаменитых головных уборов начали отказываться в пользу обычных кепок. Справедливости ради стоит отметить, что на территориях со специфическим южным климатом советским солдатам вместо пилоток полагались головные уборы, напоминающие панамы.

История пилотки — самого популярного головного убора армии

Пилотка существовала и до Второй мировой войны, однако наибольшую популярность данный головной убор приобрел именно в годы самого кровопролитного, разрушительного и бесчеловечного военного противостояния в истории человечества. Носили ее и солдаты и РККА, и вермахта, и войск Союзников. Так зачем же на голове нужен этот незатейливый головной убор на самом деле?

С чего начинается пилотка

Кельтский берет. |Фото: pinterest.ru.

Начинается пилотка с берета, во всяком случае, так утверждают знатоки армейской моды. Берет – небольшая мешковатая шапочка, был изобретен еще в глубокой древности, предположительно кельтами и пользовался большой популярностью на протяжении ни одного века. Впоследствии именно берет, снабдит пилотку такими элементами, как кант и помпон. Постепенно в войсках европейских стран берет начал эволюционировать в боннет, который особенно широко использовался на флоте.

Складывается по полям. |Фото: pinterest.ru.

Значительный шаг на пути создания пилотки был сделан в 1848 году британским полковником Александром Макдоннели, который командовал шотландским полком. Полковник решил выделить свое подразделение и заменил популярный на тот момент в войсках шотландский берет на берет балмора, который складывался пополам и очень походил на современную пилотку. Этот головной убор назвали «гленгэрри».

Лень двигатель прогресса

Под шлемом шапка не помещалась. |Фото: pinterest.ru.

В 1900 году в Великобритании утвердили новое «Положение об одежде должностных лиц», которое было опубликовано Британским Военным Министерством. Именно тогда гленгэрри стали головным убором всех британских военных. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Вот только на время полетом им приходилось снимать гленгэрри, чтобы одеть на голову шлем. Держать шапочку приходилось при себе, поэтому военные авиаторы складывали свои боннеты по полям, превращая их в узкую полоску, а затем подкладывали в таком виде под погон.

В итоге появилась пилотка. ¦Фото: pinterest.ru.

Из-за таких действий шапочка гнула и не разгибалась сама, после извлечения из-под погона. Большинству летчиков было лень сразу разглаживать головные уборы, и они носили их именно в таком виде. Именно так и появилась пилотка. Аналогичным образом ситуация развивалась с боннетами для летчиков и в других странах, в том числе в Царской России. Официально головной убор «пилотка» был введен в войска в 1919 году, после того, как стало понятно, что эта шапочка одинаково удобна для солдат всех родов войск. Любопытно, что после революции многие полководцы считали пилотку пережитком царских времен и встречали головной убор с крайней неохотой.

Пилотка своими руками. Как сделать пилотку из бумаги и ткани (+cхемы и выкройки)

Пилотка и по сей день является важным атрибутом военной формы. Но чаще всего мирные жители вспоминают про нее перед большими патриотическими праздниками. Когда в честь уважения к военным заслугам предков шьются гимнастерки и георгиевские ленты. И это важный элемент памяти. Наше потомство должно помнить форму Победителей и уважать ее!

Но если ранее, ее начали использовать летчики, а затем и другие виды войск, то постепенно этот головной убор переняли мирные люди. И стали носить в обычное время. Она вошла как обязательный элемент формы стюардесс. Также ее надевали в праздничные парадные дни пионеры. И даже современные дачники прикрывают голову ее газетным аналогом. Вот какая оказалась универсальная и нужная вещь.

И наша задача сделать ее самостоятельно, ведь это не сложно. Поэтому мы разберем два варианта, как сделать пилотку. Более простой способ из бумаги, который легко повторит ребенок. И рассмотрим, как ее сшить из ткани. Если вдруг нужно самостоятельно собрать костюм.

Военная пилотка из бумаги в технике оригами. Пошаговая инструкция

Начать стоит с бумажного варианта. Потому что совместное создание пилотки с папой или мамой поможет восполнить знания ребенка о Победе и наших советских героях. Это отличный повод поговорить о войне и важности памяти.

Зачем солдатам пилотка?

Делать поделку лучше из плотного листа бумаги, чтобы она хорошо держала форму. Для реалистичности покрасить ее в цвет хаки, синий или бежевый.

Так как мастерить убор мы будем в технике оригами, то нам не нужны ни ножницы, ни клей. Только сам материал и наши ловкие пальчики.

Итак, далее нужно определиться с размером головы ребенка или взрослого. Поэтому привожу чудесную формулу, которая поможет вам сориентироваться. Измеряем обхват головы. Так как изделие состоит из двух сторон, то делим эту цифру пополам. Так у нас получится цифра полуобхвата головы. От этого значения и строится вся выкройка.

Если вам нужно сделать пилотку в качестве поделки, то опускаем формулу.

Далее нужно отмерить на листах бумаги нужные размеры ширины и высоты. Ведь для полноценного головного убора одного листа формата А4 будет не достаточно. Поэтому либо склеиваем несколько листов между собой, либо берем остатки обоев или ватман.

Как сшить пилотку

Окрашиваем нашу заготовку в нужный цвет и собираем убор по инструкции ниже.

Шаг 1. Сначала сложим лист пополам. Находим центр. И сгибаем уголки.

Шаг 2. Нижнюю часть нужно визуально разделить на половину и два раза подвернуть.

Шаг 3. Перевернем деталь на другую сторону и загнем края. Хорошо проведем пальчиками по сгибам. Тогда пилотка не развернется.

Шаг 4. Теперь также визуально делим оставшуюся сторону пополам. И подгибаем ее два раза.

Должно получиться так, как на фото. Хорошо зафиксируем сгибы.

Шаг 5. Далее нужно подвернуть свободную сторону под боковые края. Так мы зафиксируем сгиб и завершим самоделку.

Шаг 6. Шапочка еще не готова. Она хорошо держит форму и ее нужно примерить на голову. Если вас все устраивает, то придаем ей законченный вид.

Шаг 7. Далее Нужно верхнюю закругленную часть аккуратно вложить внутрь. Формируем складку. для этого пальчиками протолкнем верхушку внутрь. Пальчиками аккуратно выведем края.

При желании получившийся головной убор можно украсить звездой из самоклящейся бумаги, георгиевской лентой или надписью.

От того, какого цвета вы подберете бумагу, будет зависеть и принадлежность головного убора. Так цвет хаки более характерен для формы сухопутных войск. Синий для морского флота и ВВС.

Как сложить пилотку из листа А4 по схеме

Выше мы специально рассчитывали размер головного убора для ребенка и для этого пришлось склеить несколько листов бумаги. Но, если вам нужна солдатская пилотка в качестве сувенира или поделки, тогда подойдет и обычный лист формата А4.

На фото покажу, насколько меньше получается нижняя поделка из листа А4.

Складывать будем по схеме, описанной ниже. Он очень похож на тот мастер-класс, что мы уже рассмотрели. Только формат заготовку куда меньше.

Процесс изготовления из бумаги следующий:

  1. По ширине сгибаем лист.
  2. Визуально разделим верхний край на три части. У верхней части по сгибу подворачиваем уголки.
  3. Нижнюю полосу, что смотрит на вас, разделим на две равные части. И два раза подвернем ее наверх.
  4. Уголки нужно развернуть на обратную сторону.
  5. Далее переворачиваем деталь. У нас осталась не заправленной одна половина листа. Теперь загибаем боковые части. Так мы можем регулировать объем и ширину пилотки.
  6. Подворачиваем нижний край два раза и заправляем его за боковые клапаны.

За основу брали эту схему.

Эта поделка получается не большой и может быть использована для презента ветеранам или украшения для открытки.

Солдатская пилотка из ткани для детей с выкройками

Пошаговых инструкций пошива пилотки очень много. И некоторые из них довольно сложные, что нам не подходит. Решила поискать что-то более простое и понятное не только швеям, но и обычным родителям. Поэтому ниже расскажу подробно, как построить выкройку для ребенка и самостоятельно сшить головной убор.

Но перед началом работы нужно правильно выбрать материал. Ткань должна быть плотной и хорошо держать форму. Иначе придется делать подклад, чтобы придать убору жесткости.

Шаг 1. Для построения выкройки нам понадобится 2 мерки: это высота пилотки и обхват головы.

На фото видно, что по нашим замерам, горизонтальная линия равна половине обхвата головы и составляет 25 см.

Высоту решено сделать 10 см. Верх зауживаем и скругляем, отступая примерно 2,5 см с двух краев. В итоге верхняя часть у нас получилась 20 см.

От нее построим внутреннюю вкладку пилотки. Длина ее равна 21,5 см, ширина 7 см.

Далее на очереди выкройка верхней детали изделия. Ее сделаем чуть ниже. Высоту возьмем 8 см. Заужать с одного бока будем на 1,5 см. Вырезаем выкройки и переносим их на ткань. Добавим припуски.

Шаг 2. Выкроим детали: 4 заготовки внешней части пилотки, 2 внутренние, 1 деталь складки.

Шаг 3. Заранее отметим середины деталей, чтобы удобнее было прикладывать заготовки.

Внутреннюю вкладку вставляем между закругленными частями внутренних деталей лицевыми сторонами внутрь.

Скалываем булавками, фиксируя заготовку и делаем шов на машинке.

Верхние припуски подрезаем и делаем рассечку или отрезаем ножницами зигзаг. Это нужно, чтобы при выворачивании шов хорошо лег.

Шаг 4. Закладываем и фиксируем внутреннюю складку. Для этого внутреннюю деталь оттягиваем наверх, складываем пополам и соединяя швы скалываем булавкой.

Но так складка еще не держит форму.

Поэтому по самому краю прокладываем строчку 1 мм. Не обязательно ее прокладывать до конца.

Выворачиваем заготовку и заправляем складку внутрь. Для придания формы заготовку нужно заутюжить.

Вот, что получается после вшивания и заутюживания внутренней вкладки.

Шаг 5. Выворачиваем заготовку и с изнаночной стороны сшиваем боковые швы. Затем их нужно разутюжить. А припуски зафиксировать, отвернув их на внутреннюю деталь.

Шаг 6. Соединим две верхние детали по боковым швам на машинке. Разутюжим припуски.

Одну вывернем налицо, а вторую оставим на изнанке.

Соединим их по швам и зафиксируем булавками. Середины соединим.

Сшиваем по кругу по скругленному краю. Подрезаем припуски и делаем рассечки у швов.

Выворачиваем деталь и фиксируем припуск на одну сторону на машинке с лицевой стороны.

Шаг 7. Берем деталь со вкладкой внутри, выворачиваем ее на изнаночную сторону и вставляем ее в получившуюся у нас переднюю деталь. Стыкуем по срезам и швам. Фиксируем по всей длине.

Прошиваем по нижней линии окружности.

Шаг 8. Выворачиваем пилотку на лицевую сторону. Подворачиваем боковую часть.

Остается только вставить звезду. Для этого мы проколим кончиками крепления звезды переднюю сторону изделия. Чтобы при носке она не мешала ребенку.

Ниже выкройка на больший объем головы.Также берется немного большая высота. Количество деталей видно на схеме.

Вы можете украшать изделие по своему желанию. К примеру сделать контрастные вставки и окантовку. Вышить или приклеить звезду. А также нанести надпись.

Для удобства привожу одно видео. В нем подробно описан каждый шаг пошива пилотки. Поэтому для начинающей мастерицы оно может оказаться полезным.

В видео использованы следующие размеры: большая деталь -по низу 28 см , по бокам 10 см, по центру 15 см. Маленькая деталь — по краям 2 см, по центру 4 ,5 см.

Или можете воспользоваться теми значениями, что были выше. Удачного вам творчества.

Как сделать пилотку из газеты

Мы продолжим и сделаем не совсем типичную пилотку из газеты. Это самый упрощенный ее вариант, который помнят и наши дети и наши деды. Чаще такой вариант использовался в пионерских отрядах. Потом его переняли взрослые люди, мастеря защиту от солнца.

Нам понадобится два полных разворота газеты. Подойдет любая, старое издание или новое, еще пахнущее типографской краской.

Будем повторять эту схему.

Итак, сначала находим середину, часто он выпадаем на сгиб разворотов. Загибаем края листов к середине. Ровно их фиксируя.

Далее с этой же стороны берем одну нижнюю часть станица и подворачиваем ее два раза наверх. До нижних краев свернутых углов.

Переворачиваем деталь, загибаем боковые стороны. И в таком виде примеряем головной убор. Если размеры менять не нужно, то завершаем поделку.

Подворачиваем оставшуюся нижнюю часть два раза, сгибы хорошо фиксируем ногтем. Чтобы вся конструкция держалась.

Загибаем полосу внутрь, подворачивая за клапаны.

Верхнюю острую часть сворачиваем пополам и прячем под боковыми полями.

Все, пилотку можно надевать!

Чудесный, понятный и простой головной убор готов. Как много с ним связано в нашей стране воспоминаний. Его используют и по сей день в разных функциях. Это здорово.

Благодарю вас за внимание и желаю мирного неба над головой, здоровья близким.

Как сшить пилотки разных моделей, простые мастер-классы

Пилотка – уникальный головной убор, часть униформы в разных подразделениях вооруженных сил. Используется также в качестве дополнения к отличительной форменной одежде представителей некоторых гражданских профессий. Не все знают, как сшить пилотку своими руками. А ведь этот аксессуар может пригодиться для разных целей: школьной постановки, маскарада, праздничных выступлений к 9 мая.

Особенности изделия

Эта уплощенная с боковых сторон шапочка изначально использовалась в качестве запасного головного убора летчиками из офицерского состава авиационных войск Российской империи. Отсюда и название, производное от слова «пилот». Представляет собой компактную шапку из мягкого материала. В середине – складка, позволяющая придать плоскую форму. Вариантов декора много: знаки принадлежности к ВС определенной страны, цветные канты, корпоративные значки.

Пилотки используются и в форме курсантов военных, полицейских училищ, а также представителей следующих профессий:

  • полицейских;
  • стюардесс;
  • продавцов;
  • поваров.

Кроме сугубо практической и декоративной, пилотки несут информативную функцию: значки, основной цвет и оттенок окантовки дают понять, к какому роду войск принадлежит владелец головного убора. Идею переняли крупные авиакомпании и супермаркеты – корпоративные цвета и логотипы украшают этот элемент униформы.

Часто такой головной убор выступает в качестве реквизита в постановках школьной самодеятельности, особенно на празднованиях, посвященных Великой Победе. Да и в маскарадах, на детских утренниках, концертах ко Дню защитника Отечества пилотка пользуется настолько большой популярностью, что достать ее накануне праздника становится сложно. Тогда спасает решение – изготовить ее самостоятельно. Многочисленные мастер-классы на тематических ресурсах помогут разобраться, как сшить пилотку собственноручно. Трудоемкость процесса во многом зависит от выбранного материала, который может как значительно затруднить, так и облегчить работу.

Поварская Полицейская Продавцов Стюардесс

Пошив военной пилотки.

Материалы и инструменты

В качестве основы для будущего изделия используют плотные ткани, которые могут держать форму. Исключение – летние варианты, особенно для детей: они шьются из легкой дышащей материи светлых тонов. Подойдут для этой цели жесткий лен, хлопок, из которых получаются сохраняющие форму пилотки, свободно пропускающие воздух, испарения. Основные критерии выбора: подходящий цвет, гладкая текстура ткани, плотность. Самыми удачными материалами для пилоток считаются:

  • сукно;
  • жесткий лен,
  • плотный хлопок;
  • фетр;
  • замша;
  • драп.

При подборе материала стоит учитывать не только время года и возраст носителя, но и назначение. Если изделие стилизовано под военную пилотку, то лучше взять сукно характерного серо-зеленого цвета. Для моряка стоит использовать хлопок синих оттенков, кокетливый головной убор маленькой стюардессы можно сшить из замши. Изделие из фетра – отличный выход в ситуации, когда мало времени и навыков швеи, поскольку он хорошо держит форму, с ним легко работать, не требуется окантовочных швов.

Упростить работу с недостаточно плотным материалом поможет клеевая подкладка. Лента на липкой основе значительно облегчает процесс шитья.

Пилотка ОРИГАМИ Ещё один способ Как сделать пилотку из бумаги а4 Поделки на 9 Мая своими руками DIY

При помощи клеевой подкладки можно:

  • придать пилотке четкость контурного края;
  • легко склеить между собой части донышка, формируя выраженные складки;
  • уплотнить края изделия, помогающие сохранять форму.

пилотка военная солдатская купить

Чтобы сшить пилотку своими руками, как на ребенка, так и на взрослого понадобится один набор необходимых инструментов. В него входят измерительные принадлежности (портновский метр, линейка), ножницы, мелок или кусочек мыла для разметки, швейная машинка.

Необходимые замеры и подготовка выкройки

На следующем этапе понадобятся выкройки. Они есть в готовом виде с необходимыми замерами. На разных ресурсах, посвященных рукоделию, встречаются также калькуляторы выкроек: достаточно внести собственные размеры и распечатать готовый вариант. Модель такого головного убора проста, потому можно сделать схему самостоятельно.

Простейшая выкройка солдатской пилотки состоит из трех типов деталей: четырехугольной основы, донышка и околыша. Для создания чертежа необходимо:

  1. Измерить окружность головы.
  2. Определиться с высотой изделия (обычно не более 11 см).
  3. Начертить первую деталь пилотки – прямоугольник с основанием, равным обхвату головы, деленному на два. Добавить полсантиметра на погрешность облегания. Боковые стороны равны высоте изделия. Второе основание на схеме сделать скругленным – на расстоянии 2,5 см от верхнего края и боковых сторон отмерить две точки. Получается трапеция с округлым верхом с разницей в длине оснований в 5 см.
  4. Околыш построить по такому же принципу с единственным отличием – общая высота меньше на 2 см, а отступ точек верхнего основания – 1,5 см.
  5. Третья деталь – донышко. Представляет собой заостренный с концов овал, одна сторона которого соответствует длине верхней части пилотки.

Далее схему вырезают и переносят на ткань. Подобным образом создаются выкройки и для других видов пилоток. Присутствуют лишь небольшие конструктивные отличия вроде отворотов или формы донышка.

Измерить окружность головы Построить детали пилотки

Инструкция по пошиву в зависимости от модели

Чаще всего для тематических вечеринок, школьных выступлений и праздничных костюмов шьют пилотки солдат. Не менее востребованы головные уборы стюардесс, пионеров и моряков. Все изделия шьем по инструкции в соответствии с выбранным образом.

Пилотка солдатская защитного цвета / pilotka

Пионерская

Красная пилотка пионера – отнюдь не пережиток советского прошлого, который может понадобиться только для спектакля. В некоторых школах, спортивных лагерях она по-прежнему является неотъемлемой частью формы. В этом смысле ее можно рассматривать как дань историческому движению и моде на возрождение определенных традиций. Поэтому знания, как пионерскую пилотку сшить самостоятельно, могут пригодиться.

Классическая форма очень проста в исполнении. В отличие от солдатской она лишена верхней детали – донышка, что значительно упрощает изготовление. Шьется из ткани красного цвета без выраженной изнаночной стороны. Если плотность материала недостаточна, можно сделать двойной слой. Пошив осуществляется следующим образом:

  1. Снять размеры окружности головы. К полученной цифре добавить по сантиметру на припуск.
  2. Подготовить выкройку. Пионерская пилотка состоит из двух деталей прямоугольной формы, длина которых равна половине окружности головы, а боковые стороны – высоте изделия. При этом следует добавить к глубине посадки запас в 5 см, чтобы модель красиво сидела.
  3. Перенести схемы на ткань. Вырезанную деталь следует обвести мелком или обмылком по контуру. Снизу оставить не менее трех сантиметров на отвороты, характерные для этой модели.
  4. Раскроить. С помощью острых ножниц нужно аккуратно вырезать две (или четыре, если ткань недостаточно плотная) детали.
  5. Сделать окантовочные строчки. Сшить детали пилотки сверху и с боков до отворота, не забывая про припуски.
  6. Пройтись утюгом по отворотам.
  7. Пристрочить к нижним краям подкладку.

Готовую пилотку можно украсить. Вариантов декора несколько – это готовые значки, нашивки. Применяются также эмблемы, вышитые или нанесенные на ткань специальным маркером.

Сложить прямоугольный кусок ткани и сшить бока Можно добавить подкладку

Солдатская к 9 мая

Это самый популярный вариант для самостоятельного пошива, поскольку к 9 мая готовые изделия стремительно исчезают с полок. По этой причине мамам и бабушкам многочисленных школьников приходится садиться за швейную машинку. Выкройка пилотки первым делом переносится на ткань. Далее порядок действий таков:

  1. Делаем раскрой (4 детали околыша, 2 – основы, 1 – донышка).
  2. Помечаем неприметным крестиком изнаночную сторону каждой детали для удобства работы.
  3. Сметываем на нить донце с основой изнанку к изнанке.
  4. Прострачиваем по сметке, делаем продольную строчку на донышке.
  5. Сшиваем боковины изделия. Далее заготовку проглаживаем, уделяя особое внимание продольному шву на донышке.
  6. Прострачиваем боковины околышей попарно, выворачиваем одну из них и складываем получившиеся детали лицевыми сторонами друг к другу.
  7. Верхние срезы пристрачиваем. Прокладываем лицевую строчку, вывернув деталь изнанкой внутрь.
  8. Скалываем околыш и основу иголками нижними краями, прошиваем. Отвороты пилотки обметываем.
  9. Выворачиваем таким образом, что околыш оказывается снаружи, проглаживаем.

пилотка военная солдатская

Готовую пилотку для ребенка необходимо украсить традиционной красной звездой. В идеале – использовать оригинальные значки, прикрепляя их к передней части. Если же их нет, можно обойтись вышивкой красными нитками, либо сделать аппликацию из алой блестящей ткани. Подойдет кусочек фетра, из которого надо вырезать звезду и приклеить ее пистолетом. Военная пилотка готова.

Начертить выкройку Вырезать детали Соединить детали №2 и №3 Прострочить Сшить бока Вывернуть на лицевую сторону Соединить детали №1 Вставить друг в друга и прострочить по краю Вывернуть на лицевую, отутюжить и проложить отделочную строчку Соединить верхнюю и нижнюю части Закрепить швом Готовое изделие

Головной убор стюардессы

Отличительная черта – менее глубокая посадка. Шляпка должна лежать практически на макушке. Конструкция околыша такова, что передняя часть заужена, это позволяет убору кокетливо охватывать лоб.

Перед тем как пилотку стюардессы сшить, нужно выбрать материал. Главное условие – она должна быть достаточно плотной. Цвет подбирается в соответствии с гаммой всего костюма (пиджачка, юбки). Не обязательно должно быть полное совпадение, но важно привнести в образ девочки украшение такого же цвета: окантовку на рукавах рубашки или шейный платок в тон шляпки. В качестве ткани для пошива такого аксессуара, в отличие от военной пилотки, могут использоваться и замша разных цветов, и драп. Поэтапно процесс изготовления выглядит так:

  1. Создать схему. По выкройке пилотка стюардессы похожа на солдатскую, но имеет и отличия в количестве и размерах деталей. Заготовок околыша (как и основы) понадобится две штуки, плюс одна деталь донышка. На обхват головы в 52 см нужны размеры основы 21 х 8 см с отступами в верхней части в 1,5 см с боков и верха. Околыш чуть длиннее и уже (26 х 6 см с угловым скосом в 1,5 х 1 см (с одной стороны). Донце представляет собой ровный овал с диаметрами в 6 и 22,5 см.
  2. Перенести выкройки и раскрой пилотки. При этом необходимо помнить о припусках.
  3. Далее нужно сшить основу с донышком верхним краем. Боковые пока не трогать.
  4. Околыш пришить нижним срезом к нижнему краю основы. Верх обтачать, затем сшить боковины деталей. Изделие вывернуть лицом наружу и прогладить.

Декор заключается в пришивании на готовые изделия контрастного цвета канта. Можно использовать значок пилота – серебристые крылышки. Как вариант – скачать значок Аэрофлота, распечатать на самоклеящейся бумаге и прикрепить сбоку. Созданная своими руками пилотка стюардессы завершит праздничный образ.

Выкройка Выкроить детали Пришить деталь С к двум деталям В Сшить между собой детали А Детали А пришить к центральной части Вывернуть и отгладить

Бескозырка моряка

Выкройку пилотки моряка от солдатской почти ничего не отличает, кроме похожего плотного сшивания деталей, как в случае с головным убором стюардесс. Гораздо больше отличий имеет бескозырка. Ее можно сшить из блестящей ткани, например, креп-сатина, габардина, плотного дублерина. Пошаговая инструкция изготовления выглядит следующим образом:

  1. Выкраивать детали можно одновременно с измерениями. Полоской бумаги в 5 см толщиной нужно обхватить голову ребенка, свернув кольцом. Пометить место скрепления, отрезать лишнюю длину. Выкройка околыша готова.
  2. Донце и тулью выкроить из дублерина, пользуясь размерами. Внутренний радиус окружности тульи равен длине получившегося околыша, поделенной надвое. Прибавив к найденной величине семь сантиметров, получаем внешний радиус. Донце выкроить сплошным кругом с величиной обхвата, равной внешнему радиусу тульи. Околыш взять двойной ширины (10 см).
  3. Дублерин в форме околыша приложить к габардину синего цвета, приклеить горячим утюгом. Обрезать лишние края с добавлением 1-1,5 см на припуск.
  4. Тулью и донце прикрепить утюгом к креп-сатину белого цвета, обрезать (с припуском).
  5. Все получившиеся детали хорошенько прогладить по сгибам (где они имеются) и прострочить.
  6. Далее все детали пришить с изнаночной стороны друг к другу – околыш к тулье, тулья к донцу.

Готовую бескозырку нужно вывернуть на лицевую сторону, отгладить. В качестве украшения использовать две ленты, пришиваемые сзади, а также аппликации в виде якоря на передней части тульи. Если нет готовой, рекомендуется сделать ее из подручных материалов (фетра, ткани). Можно также нашить контрастные слова («морской флот», «адмирал», шуточные названия кораблей).

Сделать выкройку Вырезать детали из дублерина На синий габардин приклеить дублерин и вырезать околыш К креп-сатину приклеить верхнюю часть бескозырки и вырезать Околыш свернуть пополам и отгладить Соединить части головного убора Прострочить по верхней окружности Вывернуть Сложить верхнюю часть и околыш, прострочить Пришить ленты и аппликацию Готовое изделие

Дополнительные советы мастериц

Среди готовых шаблонов и выкроек пилотки распространены размеры на взрослых и подростков. Но иногда необходимо сшить праздничный наряд на малыша. В таком случае придется корректировать выкройку. Исходя из обхвата головы, на готовой схеме нужно пропорционально уменьшить размеры деталей:

  1. Отмечаем на нижней стороне детали околыша линию по длине, соответствующей половине обхвата головы ребенка.
  2. Отмечаем внутри схемы точки верхней линии и боковин пилотки, сохраняя пропорции. Сделать это можно на глаз, поскольку правильный вариант для взрослого всегда есть в наличии.
  3. Уменьшаем высоту боковин, соблюдая нужную глубину посадки.
  4. Проделываем то же самое с деталью основы и донышка пилотки.
  5. Не забываем про сантиметровые отступы на припуск.

По этому принципу уменьшаются размеры пилотки для куклы, если есть необходимость изготовить традиционную военную форму на игрушку. То же самое, но в сторону увеличения, можно сделать с выкройкой для взрослого. При этом важно не забывать про необходимость отметок на изнаночной стороне. Это позволит не запутаться при последовательном сшивании деталей.

Еще один вопрос, который может принести массу проблем – декорирование изделия. Готовые значки и эмблемы военных пилоток советского периода – большая редкость. Их невозможно приобрести в отделах для рукодельниц, а заказ через каталоги сопряжен с длительным ожиданием. Поэтому приходится выходить из положения хитростью:

  1. Если есть навыки рукоделия, то эмблему звезды на пилотку можно просто вышить красными нитками.
  2. Серп и молот – более тонкая работа, требующая кропотливости при вышивании. Если нужна полная достоверность эмблемы, то можно воспользоваться аппликацией. Следует вырезать из жесткой ткани красного цвета звезду, из желтой – миниатюрный серп с молотом, склеить между собой и прикрепить к пилотке.
  3. Самый быстрый вариант – окрашивание ткани на передней части пилотки из баллончика. Для этого нужно будет вырезать трафарет звездочки и отдельно – советской символики. Закрасить сначала красной краской, затем серебряной или золотой. В конце сбрызнуть лаком для волос, чтобы краска на пилотке не осыпалась.

Существуют способы создания значка для пилотки из полимерной глины, металлической проволоки, бумаги. Здесь главные факторы – время, фантазия и набор подручных материалов. К этому делу можно привлечь маленьких помощников: детям – радость, родителям – подспорье в тонкой работе, где нужны ловкие пальчики.

Для достоверности нужно использовать аппликацию Звезду можно вышить Удобней окрашивать ткань спреем

Как появилась пилотка

Близятся майские праздники и мы в Этнопарке «Кочевник» готовимся к ним по-особенному. В праздничные дни маленькие посетители парка будут получать в подарок пилотку – головной убор — символ майских торжеств.

А знаете ли вы историю появления этого предмета одежды?

В Русской императорской армии пилотка появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

Первые прототипы пилоток, как частей военной формы, появились в XVIII веке в армиях Великобритании и Сербии. Полковник вооружённых сил Англии Александр Рэнделсон изобрёл «гленгарри», повсеместно распространившийся в армии к середине XIX века. Тогда же этот головной убор солдата становится обязательным элементом формы шотландских волынщиков. Этот английский аналог военной пилотки изготавливается из шерсти и имеет, помимо опознавательных знаков и значка кокарды, ленточки сзади и помпон сверху.

Появление сербской «шайкачи» также датируется серединой XVII века – изначально этот национальный головной убор надевали солдаты речных флотилий на реке Дунай. Если взглянуть на шайкачу сверху – она напомнит перевёрнутую днищем вверх лодку, этот головной убор стал основным в сербской армии в период Первой Мировой войны. Сегодня шайкача является элементом формы офицера сербской армии, а также элементом национального костюма.

Свой прообраз солдатской пилотки был и в России, в качестве официального головного убора сокольих обществ начала ХХ века использовалась чешская сокольичья шапочка. Она совсем уж отдалённо напоминает знакомую нам советскую пилотку, однако сходство всё-таки очевидно.

Первый опыт внедрения этого головного убора был ещё в царской армии – в начале века среди обмундирования армии царя появилась пилотка лётчика. Тогда ещё, складная шапочка не называвшаяся пилоткой, была введена в обиход в 1913 году в качестве варианта запасного головного убора солдата и офицера авиации Императорской армии.

Инициатором введения в российской армии такого элемента военной формы стал тогдашний начальник офицерского отдела С.А. Ульянин – один из основоположников отечественной авиации. Вариант для младших чинов был выполнен из тёмного суконного материала с красными выпушками, спереди находилась кокарда. Солдатская пилотка отличалась от офицерской в первую очередь качеством ткани и отсутствием серебряных вставок.

Форменная шапка пилотка офицера императорской авиации, называвшаяся тогда «перелёткой», представляла собой изделие из шерсти и бархата длиной 27 сантиметров с серебряными кавказскими галунами с офицерской кокардой спереди. Офицеры имели разрешение надевать пилотку лётчика лишь во время полёта, между полётами и при работе на аэродроме – для других случаев обязательной была традиционная фуражка.

Спустя два года после введения авиационной формы пилотка перекочевала и в сухопутные войска, став головным убором ефрейтора. Вариант для сухопутных войск напоминает знакомый головной убор советского образца – серая пилотка выполнена в значительно более простом крое из жёсткого сукна.

Октябрьская революция 1917 года стала переломной вехой в Российской истории – власть советов стремилась смести с лица земли всё связанное с царизмом. Коснулось это и военной формы — были отвергнуты все принятые знаки различия между чинами, упразднено солдатское обмундирование, в том числе головные уборы солдат. В 1918 году началась разработка формы солдат Красной армии: во-первых, были созданы пятиконечные звёзды для советских солдат, во-вторых, новые военные головные уборы — в войска начали поступать знаменитые «будёновки» (правда, тогда они так не назывались). Чуть позже ввели новые шинели, знаки отличия и фуражки, шапке и пилотке в этой системе места не нашлось.

Авиаторы же, как правило, предпочитали былую форму, в том числе использовали удобную пилотку лётчика. А курсанты авиационных школ поголовно носили форменные складные шапочки-пилотки императорской авиации, причём зачастую на их кокарды представляли собой знаки различия, принятые при царской власти, пилоток с красной звёздой было совсем немного.

В 1923 году советская авиации стала самостоятельным видом вооружённых сил в 1924 году, наконец-то военные лётчики добились введения отдельной формы для ВВС, однако, пилотки в СССР пока не ввели – официальным головным убором стали тёмно-синие фуражки.

Лишь в результате реформы 1934 года пилотка из ткани вновь становится частью обмундирования войск ВВС. Изготавливалась она из плотного сукна тёмно-синего цвета с кантами бирюзового цвета, по центру спереди прикреплялась звезда красноармейца. Удобство пользования и сохранность внешнего вида стало залогом успеха. Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс – она всё стерпит. Разумеется, наиболее благосклонно к появлению нового элемента формы советского солдата отнеслись именно военные пилоты, в течение месяца полностью перейдя на ношение нового головного убора.

В соответствии с приказом 1935 года, всему командному и начальствующему составу в полевых условиях предписывалось носить пилотку своего рода войск. Виды пилоток отличались в первую очередь по цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани, а не из сукна. Состоял этот военный головной убор из колпака с подкладкой из хлопчатобумажной ткани и двух так называемых бочков (бортиков). Солдатская пилотка не предусматривала кантов, для офицеров цвет окантовки определял принадлежность к тому ли иному роду вооружённых сил.

Финская война выявила существенные недостатки в обмундировании, результатом чего стало очередное изменение в системе военной формы советского солдата: во-первых были упразднены будёновки, во-вторых, изменился крой формы, несколько видоизменились знаки различий, наконец, основным военным головным убором рядовых и младшего и среднего командного состава признавалась пилотка с кокардой в виде красной звезды.

В 1941 году в рамках подготовки к войне вышло несколько секретных указов, направленных на формирование единой фронтовой формы красной армии и снижение затрат на производство солдатской одежды. Форма советского солдата шилась из ткани цвета хаки (лишь у танкистов форма была стального цвета), для рядовых официально упразднили фуражки – шёл пошив лишь армейских пилоток. Размеры пилоток были разными, но зачастую не подходили солдатам – отсюда пошла манера носить их на макушке, иначе они сползали на глаза.

Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке. В августе 1941 года был выпущен приказ об изменении военной формы старшего командного состава – блестящие знаки различия, нарукавные знаки и особая форма были упразднены для полевых условий. Даже генералы на фронте носили стандартные гимнастёрки, штаны без лампасов, а также в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком.

Пилотка солдатская (Советская армейская пилотка)

По окончании Великой Отечественной стартовала крупная реформа по повышению качества военной формы советской армии. Однако, экономическое состояние государства не позволяло осуществить полномасштабную замену формы красноармейцев, изменения первоначально коснулись лишь воздушных и бронетанковых войск. Предназначенная для рядового состава пилотка танкиста или лётчика теперь шилась из хлопчатобумажной ткани, а также был разработан новый, более удобный вариант подкладки. Кроме того, упор был сделан на улучшение внешнего вида пуговиц и значков на военных головных уборах.

30 августа 1947 года было утверждено «постановление об унификации металлических эмалевых звёзд для головных уборов личного состава Советской армии и Военно-морских сил», кроме того начали изготавливать звёзды с лаковым покрытием.

Интересно, что до конца 50-х годов было проведено ещё три реформы военной формы советской армии, однако они касались исключительно старшего офицерского состава. Обмундирование рядовых, сержантов и прапорщиков почти полностью соответствовало образцам 1943 года – гимнастёрка, шаровары, пилотка с кокардой в виде красной звезды.

Военная пилотка и её аналоги используются во многих армиях мира – будь это шотландская гленгарри, американская garrison cap (кепка Гаррисона), итальянская бустина или польская фуражирка. Однако большинству из нас наиболее близки именно советские пилотки