ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ЗОЛОТЫМИ НИТЯМИ

Оглавление:

Вышивка золотом и золотыми нитями

Золотное шитье долгое время относилось к одному из самых дорогих видов вышивки, которую использовали для украшения одежд монархов и главенства церкви, а также ряда предметов, требующихся для религиозных обрядов.

Сегодня появились материалы, имитирующие драгоценные металлы, из которых и создавались тончайшие золотые нити, но при этом стоимость их значительно ниже. В связи с этим золотное шитье, которым ранее занимались избранные мастерицы, профессионализм которых сводил к минимуму риск порчи нитей, сейчас стало доступно всем желающим и превратилось в изысканное хобби.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое золотная вышивка

Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.

Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

Объемная вышивка. Брошь. «Физалис-золотой» авторская работа. Мастер-класс. Zauresh Janabayeva.

Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

  • Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
  • Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
  • Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
  • Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
  • Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
  • Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Золотное шитьё: азы «драгоценного рукоделия» для начинающих

Изначально этот вид вышивки был по‑настоящему драгоценным — он выполнялся золотом и серебром. Сегодня используют металлизированные нитки и шнур , шёлк , «ирис» — результат всё равно выглядит роскошно.

Драгоценное шитьё: история

Золотое, или золотное, шитье — это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.

Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.

Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань. Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью — либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины, либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.

#Мастер-класс/Урок 1/Как запялить бархат для вышивки золотом

22 редких и необычных вида рукоделия

Золотное шитьё сегодня

На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.

По большей части сейчас при золотном шитье используются не «драгоценные», а металлизированные, созданные фабричным способом нити. Кстати, золотным вместо золотого этот вид шитья стал называться именно из-за замены настоящих золотых нитей нитями «под золото». Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад, но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить (шнур) укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, даже пуговицами.

Фото: imperiya. by

Урок 4 Работа с Японской нитью Золотая вышивка

Надо сказать, что умение шить золотом в прежние времена ценилось очень дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.

Белая вышивка и ришелье: мастер-класс для начинающих

Золотное шитьё: учимся азам

1. Ткань
Начинать учиться лучше на плотной льняной или хлопчатобумажной ткани.
2. Пяльца
Для золотного шитья используются прямоугольные пяльца — нужно, чтобы ткань была натянута на них хорошо и равномерно. В идеале подойдёт вышивальный станок — прямоугольная конструкция, располагающая запяленную ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Вариант — деревянная рама, на которую натянута ткань (можно заказать такую в художественной мастерской или натянуть ткань самостоятельно, воспользовавшись кнопками).
3. Нитки:
— вышивальная кручёная нить — ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.;
— золотная нить — металлизированная нитка или тонкий металлизированный шнурок;
— вспомогательная нить — крепкая шелковая, х/б, синтетическая нитка.
4. Материал для создания объёма, или для настила
Чтобы вышивка получалась выпуклой, под нитки подкладывают специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине. Иногда после создания объёма рельефный рисунок обтягивают х/б трикотажем (необязательно, однако такой способ позволяет потом шить более чисто).
5. Иглы
Иглы вышивальные № 1−2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла, иглы для бисера (если вы планируете украшать им вышивку).
6. Материалы для украшения
Бисер, бусины, пайетки и так далее.
7. Обычные и вспомогательные инструменты для вышивания
Ножницы, ножик, напёрсток, карандаш/фломастер для нанесения на ткань узора, воск (поможет ниткам лучше скользить), клей для ткани, витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).

Последовательность работы

1. Определитесь с рисунком и размером вышивки. Подберите ткань, основные (намотайте их на витейки) и вспомогательные нитки, материалы для украшения.
2. Натяните ткань на пяльцы или подрамник. Последовательность натягивания краёв — на картинке.

3. Нанесите рисунок на ткань.
4. Если вы будете делать рельефную, или высокую, вышивку, подготовьте подложки: переведите рисунок будущих выпуклых частей узора на картон (сукно, драп), вырежьте, аккуратно приклейте подложки к ткани для вышивки или пришейте несколькими стежками. Также объём можно создать с помощью верёвочки, уложенной в узор и прикреплённой к ткани несколькими стежками.
5. Далее следует сам процесс вышивки. Стежков и способов вышивки в золотном шитье много. Вашему вниманию — три видео, объясняющие основные принципы.

Техника вышивки золотыми нитями, как научиться «драгоценному» шитью

Вышивка золотом золотыми нитями известна с древних времен. В наши дни она не утратила популярности, а завораживающие узоры продолжают украшать одежду и аксессуары.

Как называется вышивка золотыми нитками

Вышивка золотыми и серебряными нитями называется золотное шитье.

Первые упоминания о нем датируются вторым веком до нашей эры. На Руси искусство появилось позже. В старинных документах и летописях записи о золотном шитье появляются, начиная с 11 века.

Поначалу применялись тонкие проволоки из натурального металла, а работа выполнялась на дорогих тканях: бархате, парче, атласе, тафте. Стоимость изделий была высокой, а узоры украшали исключительно церковные принадлежности: образы, знамена, хоругви, иконостасы, наряды священнослужителей.

В 18-19 веках наступил пик популярности этого вида рукоделия. Драгоценные металлы начали заменяться более дешевыми волокнами, сделав цены доступнее. Золотистыми и серебряными узорами украшали сумочки, одежду, головные уборы зажиточных женщин и мужчин.

Сейчас этот вид рукоделия снова возрождается. Материалы стали доступнее, и заняться обучением может любой желающий.

Основные техники

Техника вышивки золотыми нитями отличается от глади или крестика. Существует несколько видов золотного шитья:

  • Китайское шитье. Металлические волокна прикрепляются к основе с помощью маленьких стежков шелковыми нитями. В зависимости от задумки, последние могут быть в тон или контрастными.
  • С настилом из шнурочка. Техника похожа на предыдущую. Различие состоит в подкладывании шнурочка для придания узору объема.
  • Сквозное шитье гладью. Расшитый узор имеет одинаковые плоские стежки на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
  • Плоское шитье. Вышивка золотыми нитями на одежде и аксессуарах по этой технике требует использования настила. Стежки делаются вперед и назад. После этого нитка закрепляется рядом с подложкой.
  • «Фантазия». Начинать обучение вышивке золотой нитью на мастер-классах рекомендуют с этого вида, так как он самый простой в исполнении. Узор украшается жемчугом, бисером, пайетками и другим декором, способным сделать готовую работу необычнее и скрыть возможные недостатки.

Вышивка-золотые нити- натуральные ткани

Вышивка золотой нитью для начинающих выглядит сложным и трудоемким процессом. Это действительно так, но результат стоит приложенных усилий.

Как научиться вышивать

Вышивать золотой нитью можно научиться на специальных мастер-классах. Инструкторы ознакомят с историей появления этого вида рукоделия, тонкостями выполнения работы своими руками и пошаговым руководством действий. В качестве примера такого Master Class можно вспомнить о «Вышивке от кутюр золотой нитью» Валентины Рожковой.

Существуют и онлайн-МК. Видео помогут самостоятельно освоить старинный вид творчества по урокам «От кутюр» Рожковой или других мастериц.

Схемы вышивки золотыми нитями можно найти в интернете. Для работы также понадобятся:

  • тонкие нитки gold и silver под номерами 20, 30, 40;
  • иглы;
  • наперстки;
  • ножницы;
  • витейка;
  • шило;
  • пяльцы;
  • калька.

Инструменты можно купить по-отдельности или заказать набор, включающий все необходимое для новичка, в том числе простые схемы с фото готовых работ.

Вот несколько мастер-классов по основным техникам.

Вышивка на подложке:

Вышивка по настилу:

Обучаться золотному шитью лучше на плотной хлопковой ткани. Позже можно будет показать свое мастерство на украшении сумок, одежды.

Золотное шитье: история и секреты «драгоценного» рукоделия

Золотное шитье занимает особое место в истории вышивки, и по сей день остается одним из самых трудоемких и кропотливых видов рукоделия. Мастерицы, владеющие техниками золотного шитья, ценятся по всему миру, а работы стоят достаточно дорого. Если раньше вышивка создавалась из золотых и серебряных нитей, и называлась «золотой», то сейчас она получила название «золотной», значимость которой придает уже не материал нитей, а искусство, передаваемое из поколения в поколение.

Золотое шитье появилось еще во II веке до н.э. на северо-западе Малой Азии. В то время вышивка называлась атталинской – в честь правителя Атталу, при котором была основана. В Древнюю Русь изделия с золотым шитьем были завезены из Византии в 10 веке. Несмотря на высокую стоимость, расшитые полотна и наряды сразу начали пользоваться большим спросом. И уже к 12 веку в древнерусском государстве стали появляться собственные золотошвейные мастерские.

Золотошвейка, В. Тропинин 1826 г.

Нити для золотого шитья на Руси в основном завозились с Запада (из Голландии, Венеции) и были четырех видов:

EMBROIDERY: GOLD RELIEF || РЕЛЬЕФНАЯ ВЫШИВКА золотом

  • Волоченые (тончайшая золотая или серебряная проволока);
  • Пряденые (льняная нить, туго обвитая золотой волоченой нитью); (узкая золотая или серебряная полоска);
  • Скань (шелковая или льняная нить, обвитая золотой или серебряной проволокой).

Из-за материала используемых нитей, наряды получались не только дорогими, но и тяжелыми – вес одного изделия мог превышать 20 кг. После 16 века на смену чистому золоту в нитях пришли позолоченное серебро и латунь с добавлением золота, которые получили название «золотных нитей».

Продолжительное время золотошвейные мастерские были расположены только при монастырях. Там создавались плащаницы, иконы, одежда для священнослужителей при помощи орнаментального и лицевого шитья.

Затем мастерские художественного шитья («светлицы») стали появляться при царских и боярских домах. Мастерицы расшивали головные уборы, воротники и манжеты, женские сумочки и футляры для оружия. Все эти вещи трепетно берегли, передавали по наследству и дарили молодоженам в качестве приданого.

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 г.

Для создания качественной вышивки золотошвейки использовали специальную деревянную катушку – витейку. Благодаря равномерной намотке нитей на инструмент, они не соприкасались с руками, тем самым не путались и не окислялись. Чтобы золотные нити не скользили по катушке, первый слой на витейке делали из хлопковой нити. Данный инструмент в золотном шитье используют по сей день.

Вышивка Мукаиш — разновидность золотного шитья

Одной из разновидностей золотного шитья является вышивка Мукаиш (Мукеш, Мукейш) — вышивка плоской тонкой металлической нитью. Также известна как Бадла.

Занимались таким видом рукоделия преимущественно в городе Лакхнау в Индии и украшали одежду королевской семьи, поскольку нити изготавливали из чистого золота и серебра. Так как сари, украшенное только Мукаиш, было само по себе очень дорогостоящим, то её начали объединять с вышивкой Чиканкари, где используется более 30-ти различных видов стежков.

Традиционно работа Мукаиш состояла из трех этапов:

  • Чапайи

Первым делом переводили рисунок на ткань с помощью трафарета из перфорированной бумаги или печатали на ткани, используя смесь жевательной резинки и специальный порошок индиго «neel».

  • Такаайи

Далее работали с проволокой для вышивки: ее растягивали на полосы и пропускали через огонь, чтобы металл приобрел разные оттенки. Затем проволоки разрезали еще на более тонкие отрезки и отбивали при помощи небольшого молотка. Так получали нити, плотностью как бумага. Именно такой тонкий материал можно было вплетать в ткань.

  • Гутаайи

Третий этап – вышивка битью. После ткань расправлялась, выравнивалась и тщательно осветлялась стеклянной бутылкой или ракушками каури. Все эти процессы устраняли комки на вышивке, полировали металл, делая его более ярким и блестящим.

МЕЗОНИТИ ДО и ПОСЛЕ | Ставим Нити COG, мгновенная подтяжка лица #мезонити #подтяжкалица

Самые известные приемы техники Мукаиш:

  • Фарди ка кам (точки)

Это самый основной, известный и широко используемый вид мукаишских работ для создания узоров. Размер точек определяет ширина проволоки, чем точнее точки, тем они дороже.

  • Чалла (кольца).
  • Камдани

Проволока, прикрепленная к небольшой длине нити, протягивается через ткань иглой, красиво образуя мотивы. Чтобы облегчить процесс заправки нити в иглу, проволока прикрепляется к небольшой длине нити. Можно создавать любое количество узоров и мотивов, благодаря чему они становятся популярными как «причудливый каам».

В период колонизации Индии эти виды вышивки стали известны в Европе и использовались при украшении роскошных нарядов дам и камзолов кавалеров. В 19 веке в России битью в сочетании с другими материалами расшивали церковные облачения и бальные платья.

Длительное время эта уникальная вышивка использовалась крайне редко, но сейчас многие знаменитые дизайнеры используют ее в своих работах: Alexander McQueen, Georges Hobeika, Azzi &Osta и другие.

EMBROIDERY: GOLDWORK on cardboard || ВЫШИВКА:ШИТЬЕ по КАРТОНУ

Чиканкари и Мукаиш

Вышивка Мукаиш широко используется с техникой Чиканкари, поскольку обе формы ремесла родом из Лакхнау и всегда были спутниками друг друга. На подиумах, в бутиках и в Домах Мод работа Мукаиш теперь рассматривается как часть Чиканкари. Вышивка используется на различных тканях — от жоржета до крепа, хлопка, шифона и тюссера. Однако сочетание белого чистого жоржета и вышивки Чиканкари и Мукаиш остается любимым среди ремесленников.

Вышивка в технике «Or Nue»

Еще одной вариацией золотного шитья является испанская вышивка «Or Nue», которая с английского переводится как «нюанс на золоте». Данная техника пришла к нам из Средневековья и в некоторых источниках называется как бургундская вышивка или итальянская теневая гладь.

Изделие, выполненное в технике Or Nue, получается эффектным за счет того, что вышивка переливается. Достигается это за счет разной частоты стежков. Узор вышивается непрерывно в одном направлении, снизу вверх, сверху вниз или спирально из центра. Золотые нити накладывают параллельными рядами и прикрепляют их стежками шелковых нитей или нитей крученого хлопка.

Нити в золотном шитье применяются следующих видов:

    . В их основе лежит хлопковая нить, обвитая металлизированной. представляют собой очень тонкую металлическую нить, по целостности похожую на мононить или проволоку. – тонкие металлизированные нити, скрученные между собой. .

Традиционное золотное шитье сегодня сохранилось не только в церковной вышивке, но и активно используется на мировых подиумах.

Такие дизайнеры как Dolce & Gabbana, Guo Pei, Elie Saab, Alexander McQueen, Elsa Schiaparelli, Georges Hobeika декорируют платья, жакеты броши, клатчи и эполеты вышивкой золотом.

Особенности золотного шитья

Отличительной чертой золотной техники вышивки являются:

ВЫШИВАЕМ ЗОЛОТОЙ НИТЬЮ НИМБ.

1. Использование разного вида подложек:

  • Картон

Используется, когда края фигуры необходимо сделать четкими. Кусок картона вырезается четко по размеру вышиваемой фигуры.

  • Фетр и бель

Используются для создания объемных элементов.

2. Вышивка жемчугом

Жемчуг пришивают двумя способами:

Золотный шов «в лом» («византийский»). Мастерская «Убрус»

  • Отдельно каждую бусину;
  • Нанизывая бусины на длинную нить.

Объемная вышивка гладью золотыми нитями

3. Вышивка канителью, трунцалом и битью

Какое золотное шитье без канители, трунцала и бити? Стоит сказать, что вышивка данными материалами проще, чем золотными нитями, но для этого нужно учитывать следующие тонкости:

  • Мягкую канитель необходимо нарезать чуть больше ширины настила, чтобы она полностью закрыла край. Возьмите иголку с рабочей нитью, закрепите и выведите с изнаночной стороны на лицевую.
  • Жесткую канитель перед работой необходимо растянуть и выложить по рисунку, а затем прикреплять рабочей нитью через край за витки.
  • Бить похожа на тонкую узкую полоску фольги, но только прочную. Ее пришивают либо специальной широкой иглой, либо швом «вприкреп».

Освоить все вышеперечисленные техники самостоятельно довольно трудно. Неспроста в давние времена все секреты золотошвейного искусства передавались от мастерицы к мастерице. Сегодня вы можете познакомиться с основами золотного шитья в Школе ручной вышивки «EMBcentre» на очных и онлайн курсах. Мы уверены, что как начинающая, так и опытная вышивальщица откроет для себя золотную вышивку с новой стороны.

“Драгоценное” рукоделие. Золотое шитье вчера и сегодня

Мы не устаем рассказывать вам о различных видах рукоделия. И о вышивке, конечно, в первую очередь! Сегодняшняя наша статья посвящена прекрасному древнейшему искусству — золотому шитью. Интересно ли вам, когда возникло это рукоделие, как оно развивалось на Руси и легко ли ему научиться сегодня? Мы думаем, что да, если вас заинтересовала эта тема. Обо всем перечисленном и пойдет речь дальше.

Мы уже упоминали о золотом шитье, когда рассказывали на страницах нашего журнала об английской вышивке , ее особенностях и истории развития. Принято считать, что это рукоделие зародилось на Востоке и на распространение его в западных странах в Средние века оказала большое влияние византийская вышивка. Сегодня мы хотим рассказать вам о золотом шитье на Руси.

История

На Руси искусство вышивки золотыми нитями появилось более тысячи лет назад, еще во времена принятия христианства и пришло к нам именно из Византии.

Самые древние сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н.э. Считается, что возникло это рукоделие в Пергамском царстве (располагалось на северо-западе Малой Азии) и пришло оттуда к римлянам.

С древних времен Русь связывали с Византией торговые и дипломатические отношения и на протяжении веков сюда привозились византийские произведения искусства: расшитые золотыми нитями византийские ткани (“паволоки”) были известны в Древней Руси еще до принятия христианства. И впоследствии в летописях не единожды упоминалось о расшитых золотом одеждах, предметах церковного обихода и одеяний духовенства, ввозимых из Царьграда.

Галилео. Золотое шитьё

Упоминания о русском золотом шитье встречаются в летописях и других источниках уже в 10-12 веках. В 11 веке в Киеве при монастыре даже существовала школа золотого шитья и тканья.

ВЫШИВКА: ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ

С 15 века ведущее место занимают царские мастерские, во главе которых были великие княгини. С начала 17 века с царскими мастерскими начинают соперничать мастерские купцов и солепромышленников, которые уже к середине столетия занимают превосходящие позиции. Чаще всего этим видом шитья занимались особо зажиточные люди, так как материалы для него были дорогими, а сам процесс работы был очень длителен и требовал много свободного времени.

Мастерские шитья, которые назывались светлицами, имелись почти в каждом знатном доме. Во главе такой мастерской стояла хозяйка дома, которая и сама была искусной вышивальщицей. “Штат” мастерской составлялся в зависимости от общественного и материального положения главы дома и нередко в него входило около пятидесяти мастериц. В светлицах торговых и служилых людей золотым шитьем занимались крестьянки, а у цариц — жены и дочери служилых людей во главе с боярынями. Также мастерские имелись и при женских монастырях.

Рисунок для вышивки, как правило, выполнялся художниками-иконописцами. Вышивка велась на однотонных тканях: камке, тафте, шелке, атласе. Для прочности под них подкладывали хлопчатобумажное полотно или холст.

Вышивали позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Они были разными: прядеными, скаными, волочеными (в зависимости от способа изготовления). Пряденые представляли собой серебряные и золотые нити, обмотанные вокруг шелковинки, волоченые имели вид тонкой проволочки, а сканые были перевиты с шелковыми нитями. Золото и серебро (так же, как и драгоценные камни) были привозными. Нередко золотое шитье сочетали с украшением изделий жемчугом.

Вышивка крестиком для начинающих: металлизированная нить: советы, сравнение металлика DMC и Гамма.

Произведения золотого шитья очень высокого ценились (что, конечно, неудивительно!) и занимали важное место в жизни Древней Руси. Их бережно хранили в богатых домах, церковных ризницах и монастырях, передавая из поколения в поколение.

В 18-19 веках происходит упадок церковного искусства. Со второй половины 19 века золотое шитье становится народным промыслом, создаются артели мастериц. В этой технике вышивают обувь, женскую одежду, пояса, головные уборы, на заказ и просто на продажу. В монастырях золотыми и серебряными нитями расшивают предметы церковного убранства. Лучшие мастерицы украшали парадные наряды для царской семьи.

Техника

Издавна существовало несколько разновидностей техники золотого шитья, но все они объединены одной особенностью, обусловленной особой фактурой используемых в работе нитей — они крепились поверх ткани, не протаскиваясь сквозь нее, — иначе, “вприкреп”. Нить укладывалась на лицевой стороне ткани и закреплялась шелковой нитью (либо в цвет металла, либо контрастной) при помощи различных швов.

Вышивка металлизированными нитями

Эффект золотого блеска создавался с помощью двух основных способов: когда нити располагали в разных направлениях на плоской поверхности и когда узоры создавались на выпуклой поверхности с использованием бересты или картона.

Изначально рукоделие было действительно драгоценным, ведь работа выполнялась золотыми нитями. Впоследствии они были заменены на позолоченые, в которых содержался лишь небольшой процент золота. Поэтому декоративное шитье приобрело название “золотное”. Теперь в вышивке используются металлизированные нити .

Традиции золотого, или золотного шитья (сейчас для обозначения этого вида рукоделия используются оба названия) сохраняются по сей день. К настоящему времени это искусство приобретает все более “светские” черты. Мастерские золотого шитья по-прежнему существуют и при монастырях, но все шире оно применяется “в миру” для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений и картин.

Чтобы достичь вершин мастерства, ему обучаются на специальных курсах, но освоить азы золотого шитья (достаточные для того, чтобы создавать и украшать вещи своими руками) можно и самостоятельно. Наиболее оптимальный вариант для тех, кто желает приобщиться к древнему искусству, — это набор для вышивания . Да, сегодня есть и такие, которые позволяют шаг за шагом создать свой шедевр.

Мы пообщались с автором и разработчиком таких наборов, генеральным директором компании “Гладкий Мир” Светланой Лукиновой.

— Светлана, в чем вы видите особенности золотого шитья в сравнении с другими видами вышивки?

— Золотое, или золотное шитье — это отдельный вид рукоделия. Хотя техника нередко и перекликается с вышивкой гладью. Так, например, довольно часто используется стежок, применимый в двусторонней глади. А шов “вприкреп”. Куда же без него? Но, тем не менее, большинство стежков, которые используются для вышивки золотом, уникальны. Чего стоит вышивка по картону!

Существенно отличают золотое шитье от других видов творчества материалы, которые используются для вышивки. Металлизированные нити и шнурки, картон и фетр, шелк и хлопок — все это необходимо для создания вышивок в технике “золотное шитье”.

— Как у вас возникла идея создания наборов по золотому шитью? Насколько они подходят для новичков?

— Золотошвейки ревностно хранят свои секреты, но команда “Гладкий Мир” решила приоткрыть завесу тайны искусства золотого шитья. “Гладкий Мир” родился вопреки всему. Мы разбиваем стереотипы, что вышивать гладью и золотом сложно.

Мы создали уникальные в России наборы по вышивке золотом, снабдили их всем необходимым для вашего творчества и описали каждый стежок. Цветные фотографии каждого вышиваемого элемента позволяют шаг за шагом выполнить свой, собственный шедевр. Под силу ли вышивка золотом для начинающих рукодельниц? С “Гладким Миром”? Конечно! Описание настолько подробно, что вы обречены на успех.

— Какие материалы для вышивки предлагаются в наборах? Почему выбор был сделан в пользу такой комплектации?

— Все формы и трафареты подготавливаются для наборов вручную, нити и шнурки — самого высокого качества. Естественно, сердце каждого набора — это его описание. В наборе не предложена основа для вышивки: ее вы можете выбрать сами. В качестве основы может использоваться любая ткань, хорошо держащая форму.

И, кстати, мы учли ваши просьбы и сделали золотое шитье применимым. Украсите ли вы шкатулку или обложку на паспорт, шляпку или пальто; золотой орнамент станет декором очечника или же вы сделаете красивое панно… — выбор за вами!

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ: ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

Вышивка – один из старинных видов декоративно-прикладного искусства. Из века в век женщины украшали свою одежду, одежду детей и мужчин, предметы быта. Это была возможность подчеркнуть особенность своего творчества, показать мастерство, трудолюбие. Свое вдохновение и творчество они во многом заимствовали у природы: присмотревшись к ней, женщины стилизовали природные мотивы и элементы в символы, понятные только им.

Праздничный костюм молодой девушки.
Архангельская губ. Конец XIX в.

Вышивка не только декорировала одежду, но и несла смысловую нагрузку – каждый символ, цвет нити, расположение рисунками орнамента в изделии имел свое строгое место и предназначение.

Золотое шитьё не было так распространено как гладь, тамбур и другие швы, потому что эта техника требовала специального обучения. Изначально золотую вышивку применяли в оформлении церковной одежды, для служителей церкви расшивали оплечье, епитрахиль, стихарь. Орнамент вышивки был растительным, с изображением цветов, листьев, а также антропоморфным – изображал сюжеты из библии. Расшивали церковные одежды в монастырях, труд был тяжелый, дорогостоящий (так как нитка была золотая). Когда металлическая нить заменила золотую, вышивка удешевилась и стала более доступной для простого народа. Украшать костюмы и предметы быта стали богатые люди, особенно любило золотую вышивку купечество. Орнамент вышивки был как бы собран из культур двух сословий, как, будто народная вышивка трансформировалась в светскую. Вещи расшитые золотом в простых крестьянских семьях встречались не часто, одевали их только по праздникам и передавали из поколения в поколение. С изобретением швейной машины золотая вышивка стала менее трудоемкой, начали появляться артели вышивальщиц. Крупными промысловыми центрами золотой вышивки были Арзамас, Городец, Лысково.

Пышные золотошвейные узоры расшивались на рукавах девичьего костюма, на бархатных душегреях, сапогах. Но ярче всего была украшена передняя лопасть кокошника. Вокруг гребня и над очельем были нашивки из золотого кружева, в просветах между ними размещались гибкие золотые веточки и вставки из цветного стекла, перламутра и фольги. Тыльная сторона кокошника из вишневого бархата расшивалась золотым узором.

Золотое шитьё считалось самым трудным по исполнению, так как необходимо было чувствовать декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Каждую форму прикрепа вышивальщицы вышивали по карте в прикреп. Из бересты или картона вырезали форму орнамента и перекрывали её золотыми нитями.

Программа «Истоки мастерства» от 12.01.2016 г. Шитье золотом

С ХII века закреплять нити стали не только по контуру, но и в середине. Это позволяло стежкам не провисать на вышивке и делало орнамент более прочным. В частом прикреплении стежков была заложена возможность новой декоративной выразительности – создавались разнообразные фактуры узора, богатая светотеневая и цветовая игра нитей. К ХVII веку использовали прикрепы в виде диагональных рядов, зигзагов, ромбов и назывались они «рядки», «городки», «ягодка»…

Орнамент золотой вышивки делился на растительный и геометрический, так же как и обычная вышивка. Геометрический состоял из ромбов разных очертаний. Растительный орнамент тяготел к реалистической трактовке растительных мотивов. Орнамент, близкий к «разметным травкам», чаще всего встречается на лопатообразных кокошниках. Такой узор представляет собой симметричный цветущий куст или дерево, на гибких плавных стеблях которых расцветают пышные фантастические цветы, сияющие обычно на темно-вишневом фоне бархата. Характерной особенностью этого узора являются гибкие растительные побеги, равномерно заполняющие всю декоративную плоскость.

В конце ХVIII – первой половине ХIХ веков золотыми нитями начали расшивать платки. Их вышивали с угла на угол, складывали вдвое, надевали на кокошник и закалывали под подбородком. С середины ХIХ века платки начали набрасывать на плечи.

Разнообразны были не только вышиваемые орнаменты, но и технические приёмы вышивки. На хлопчатобумажных и шёлковых тканях тамбурным швом выполняли намеченный орнамент. Другие платки вышивались битью в прикреп по настилу, как в глади. В узоре объединялись металлические нити, нити фасонной крутки, канитель, бисер, блёстки…

По композиции платки делились на четыре типа. Самые декоративные были вышиты по синей, голубой или белой тафте с угла на угол плотным золотым узором. Он назывался дородовым. Вышивали на них гроздья винограда, цветные розетки, гвоздики, по краям узор заканчивался извилистой лентой.

Узор из бити, струнцала и блёсток на цветных атласных платках делился на густую кайму и разреженную середину. Основным мотивом были многолепестковые цветы и виноградные гроздья. Главные мотивы окружались мелкими листочками и тонкими ветками.

Третий тип золотошвейных платков расшивался на белой тафте узкой цветочной каймой и негустым узором из мелких букетиков.

Еще один тип платков – кисейные и коленкоровые, с многоцветными тамбурными цветочными узорами.

Характерной особенностью всех типов платков является четкое ритмичное строение с повторением одинаковых элементов: крупных с мелкими, блестящих с матовыми, округлых с изрезанными…

С первой половины ХIХ века и до его середины золотыми нитями начали расшивать праздничный костюм крестьянок. Но уже в 60-е годы этого столетия такая одежда вытесняется городским костюмом.

Новое рождение вышивка золотом получила в середине XIX века. Историки и искусствоведы того времени предприняли усилия по сбору, изучению памятников народного творчества, в том числе и русской золотошвейной вышивки.

Сегодня вышивка золотом получила свое новое рождение. Всего несколько лет назад начали применять машинную вышивку в прикреп. Художники смогли найти технические приемы воплощения своих замыслов, выполненных в такой технике, не утратив при этом традиции народной вышивки. Графический узор состоит из цепочки как бы сверкающих небольших камней и матов, которые применялись для девичьих и женских головных уборов и нагрудников.

Наряду с прядеными нитями, где узкая металлическая пластинка навита на шелковую основу, применяют и современные металлизированные нити – метанит, люрикс, блестящие нити на основе пластических масс. Нити дополняются блесками и бисером.

Золотое шитье – вышивка довольно трудоемкая, в Древней Руси ею занимались большей частью в монастырях и в городе Торжке, где находилась золотошвейная артель. До сих пор существует мнение, что для высокопрофессионального исполнения этих работ необходимо шитье золотом изучать в течение нескольких лет.

Технология вышивки разнообразна, разделяют ее по способам прикрепления металлической нитки на формах с выпуклой или плоской настилкой. Для вышивания употребляется очень прочная, толстая ткань. Обычно используют толстую шелковую материю, бархат, сукно, кожу. Для работы, кроме ткани, нити, иглы и пяльцев, требуется шило. Отверстие, где должна проходить иголка с металлической ниткой, делают заранее посредством шила (особенно при работе с кожей). Проколы шилом лучше делать непосредственно перед вышивкой, не накалывая отверстия заранее, так как могут остаться следы, которые испортят внешний вид изделия. Золотые нити очень жесткие и плохо гнутся, поэтому перед работой советуем их нагреть на батарее, при высокой температуре металл становится мягче и пластичней. Для выпуклых частей вышивки делают настил из ниток, как для вышивки гладью, бумаги, картона, кожи. Элементы, которые художник решает сделать объемными, сначала наклеиваются на ткань, а потом обшивают золотой ниткой.

Существует несколько способов шитья золотом:

1. Китайское шитье золотом.

2. Вышивка с настилом из шнура.

3. Сквозное шитье гладью.

4. Плоское шитье золотыми нитками.

5. Вышивка-фантазия блесками и канителью.

В последнее время вышивка золотом начинает более активно внедряться в жизнь людей, не только как предмет декора костюма, но и как декор предметов интерьера. В моду входит восточный стиль интерьера, который предполагает большое количество золотой вышивки. Диванные подушки, занавеси, балдахины – все это оформляется с помощью золотых шнуров, зафиксированных в прикреп машинной золотой вышивкой, вышивкой стразами и битью.

Золотное шитье: история и секреты «драгоценного» рукоделия

Золотное шитье занимает особое место в истории вышивки, и по сей день остается одним из самых трудоемких и кропотливых видов рукоделия. Мастерицы, владеющие техниками золотного шитья, ценятся по всему миру, а работы стоят достаточно дорого. Если раньше вышивка создавалась из золотых и серебряных нитей, и называлась «золотой», то сейчас она получила название «золотной», значимость которой придает уже не материал нитей, а искусство, передаваемое из поколения в поколение.

Золотое шитье появилось еще во II веке до н.э. на северо-западе Малой Азии. В то время вышивка называлась атталинской – в честь правителя Атталу, при котором была основана. В Древнюю Русь изделия с золотым шитьем были завезены из Византии в 10 веке. Несмотря на высокую стоимость, расшитые полотна и наряды сразу начали пользоваться большим спросом. И уже к 12 веку в древнерусском государстве стали появляться собственные золотошвейные мастерские.

Золотошвейка, В. Тропинин 1826 г.

Нити для золотого шитья на Руси в основном завозились с Запада (из Голландии, Венеции) и были четырех видов:

  • Волоченые (тончайшая золотая или серебряная проволока);
  • Пряденые (льняная нить, туго обвитая золотой волоченой нитью);
  • Бить (узкая золотая или серебряная полоска);
  • Скань (шелковая или льняная нить, обвитая золотой или серебряной проволокой).

Из-за материала используемых нитей, наряды получались не только дорогими, но и тяжелыми – вес одного изделия мог превышать 20 кг. После 16 века на смену чистому золоту в нитях пришли позолоченное серебро и латунь с добавлением золота, которые получили название «золотных нитей».

Вышивка битью. Мастер-класс от мастерской «Убрус». Е. Н. Черных

Продолжительное время золотошвейные мастерские были расположены только при монастырях. Там создавались плащаницы, иконы, одежда для священнослужителей при помощи орнаментального и лицевого шитья.

Затем мастерские художественного шитья («светлицы») стали появляться при царских и боярских домах. Мастерицы расшивали головные уборы, воротники и манжеты, женские сумочки и футляры для оружия. Все эти вещи трепетно берегли, передавали по наследству и дарили молодоженам в качестве приданого.

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 г.

Для создания качественной вышивки золотошвейки использовали специальную деревянную катушку – витейку. Благодаря равномерной намотке нитей на инструмент, они не соприкасались с руками, тем самым не путались и не окислялись. Чтобы золотные нити не скользили по катушке, первый слой на витейке делали из хлопковой нити. Данный инструмент в золотном шитье используют по сей день.

Что такое золотная вышивка

Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.
Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.

А вы уже пробовали заниматься золотной вышивкой?
ДаНет

Из монастырских мастерских

Изначально золотым шитьем вышивали церковные облачения (оплечье, епитрахиль, стихарь).

Использовались растительные орнаменты (цветы, листья), а также антропоморфные – изображались сюжеты из Библии. Мастерицы работали в монастырях, труд был тяжелый.

Затем на место золотой нити пришла металлическая нить. В результате этого вышивка стала дешевле и доступнее, ее все чаще можно было заметить на одежде зажиточных людей.

Любовью к таким вещам отличалось купеческое сословие.

После того как была изобретена швейная машина, стали возникать целые артели мастериц золотого шитья Арзамас, Городец, Лысково, Торжок – вот известные города, откуда великолепная вышивка развозилась по всей России.

Как попробовать приручить жар-птицу, расскажет этот мастер-класс. Почерпнув вдохновение из великолепных вышивок, попробуйте создать роскошь своими руками.

Поговорим немного о том, какие инструменты и материалы помогут в этом.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

  • Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
  • Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
  • Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
  • Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
  • Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
  • Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

ВЫШИВАЕМ ЗОЛОТОЙ НИТЬЮ.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Голос редакции

Матрёна

ВЫШИВКА ЗОЛОТЫМИ НИТЯМИ

Фанатка вышивки и шитья

В ряде случаев ведется вышивка золотом по бархату. При такой основе ткань-подложка не требуется, так как бархат достаточно плотный. Наиболее эффектно выглядит вышивка на черном, темно-синем и винном бархате. В сочетании с этими цветами золотая нить смотрится особенно нарядно и выразительно.

Перья жар-птицы

Процесс выделки нити из металла назывался «волочение». Тончайшая проволока, которая получалась при этом, носила название «волоченое золото» (так же работали и серебром, медью). Ею вручную обвивали прочную нить, как бы пряли ее, поэтому она и получила название пряденой. Позже в качестве основы стали использовать шелк. Такая нить стала называться скань:

Еще один способ получения золотой нити дал ей название «бить». Она выглядела как тонкая и узкая полоска. Затем ее скручивали в спираль и получали витушку, которая также называлась канителью:

Прочтите это: Сумки своими руками: пошаговое руководство

Процесс изготовления нитей был очень трудоемок, использовались дорогие материалы, поэтому готовый продукт имел высокую стоимость. Это было одной из причин, почему золотое шитье не было так широко распространено. Второй причина – для овладения мастерством требовалось специальное обучение.

Основные техники и швы

В золотной вышивке применяются специфические техники, позволяющие получить узор, на котором будут яркие переливы света. Большинство этих швов использовалось еще при работе с драгоценными нитями.

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ: С ЧЕГО НАЧАТЬ? \ EMBROIDERY GOLDWORK: Where to start?

Золотая нить выкладывается на нити основы или картонную форму и прошивается согласно схеме, принятой для того или иного вида шва. На иллюстрациях четко видно, по какой схеме проводится пришивание нити в каждом случае. Таким образом, в работе постоянно используется игла с шелковой ниткой под цвет металлизированной и непосредственно золотой материал, который накручен на витейку и выкладывается рядами, плотно прижатыми друг к другу. Основа из-под них, будь то нитки или картон, просматриваться не должна.

В подавляющем большинстве случаев в схеме узора применяют сразу несколько видов швов. Это требуется для придания готовой работе особого шарма и обеспечения хорошей игры света на ней.

Мастер-класс по золотной вышивке

Начинающим вышивальщицам лучше пошагово осваивать данную вышивку с простых схем, в которых будет применяться 2-3 техники. После того как будет полностью освоено золотное ремесло, рукодельница сумеет создавать особенно красивые и сложные узоры, в которых будет сочетаться большое количество швов, а также будут присутствовать дополнительные элементы.

Потребуется картон, который позволит нитям ложиться плотно и ровно. Из него вырезаются шаблоны, в которых заранее делаются прорези и проколы, а детали пришиваются к ткани:

Шов «в раскол»

  1. Начинать вышивать удобно с середины рисунка, чтобы нитки не соскальзывали. Работа ведется рабочей нитью и золотой в две нити.

Гладьевой шов

Работа ведется только золотой нитью. Нити выводятся с одного края картона, аккуратно, не перекручивая, укладываются на деталь, игла вводится в другого края и уходит на изнанку. И так до конца лепестка.